Император Ши-Хуанди

В период правления династии Шан началось бурное развитие китайского гончарного искусства. Всё более совершенная керамика становилась одним из важнейших товаров, производимых в Китае. Конфуцианство - одна из трёх наиболее распространённых религиозно-философских традиций Китая (наряду с даосизмом и буддизмом). Её основателем был Конфуций, живший в VI - V вв. до н. э. Главной идеей его философской системы было перенесение связей, существующих между членами семьи, на отношения внутри государства. Бронзовая посуда эпохи Шан относится к наиболее ценным произведениям китайского искусства. Её назначение и символика орнаментов не полностью понятны до сих пор. Легенда VII в. до н. э. рассказывает о девяти бронзовых треножниках, принадлежавших одному из мифических императоров. Согласно более поздней версии, Ши-хуанди должен был отыскать треножники на дне реки; он приказал своим слугам достать их, однако дракон, охранявший сокровища, не позволил этого сделать. Ин Чжэн (именно таково было имя первого императора, данное ему при рождении), после смерти отца в 13-летнем возрасте взошёл на престол. Не сохранилось ни одного достоверного изображения Первого Императора - возможно, они скрыты в гробнице, которая всё ещё не найдена. Из века в век переходили лишь придуманные портреты, призванные демонстрировать могущество и беспощадность правителя. Китайские иероглифы эпохи Чжоу ещё содержат видимые черты пиктограмм: в их очертаниях можно различить контуры человеческих фигур, животных и предметов. Со времен Первого Императора иероглифы приняли абстрактные, геометрические формы. Его деятельность была направлена прежде всего на унификацию новообразованного государственного организма, а также на предотвращение разделения империи. Первый Император приказал отменить законы древних царств и ввести повсеместно новые, основанные на законодательстве его родного государства Цинь. Именно при Ши-Хуанди возникла сеть речных каналов и началось строительство Великой Китайской стены, что должна была объединить разрозненные укрепления на севере страны. Хотя эта стена теперь - часть мирового культурного наследия, китайцы воспринимают её как символ эксплуатации и свидетельство жестокости императора. Согласно легенде, каждый камень из этой стены стоил жизни человека. Ши-Хуанди лично наблюдал за ходом строительства своего государства. Уже через год после объединения Китая он отправился в первую из множества инспекционных поездок, которых не оставлял до самой смерти. По дороге он со свитой приносил жертвы богам в различных святых местах, а также закладывал каменные плиты и приказывал выбивать на них надписи о возникновении объединённого государства. Кроме того, по всем своим владениям Первый Император разыскивал магов и алхимиков. По совету Ли Сы император постановил уничтожить все старые книги о древних традициях и философских школах, дабы создать впечатление, что история китайского государства началась только с его воцарением (сохраниться должны были только книги из королевской библиотеки, трактаты о медицине, земледелии и предсказаниях). Этот ход позволил Ши-Хуанди полностью лишить аргументов аристократическую оппозицию и конфуцианских мудрецов, которые привыкли всё время ссылаться на многовековые законы и авторитет древних мыслителей. За неисполнение приказа грозила смертная казнь или каторжные работы, и следили за этим строго; тем не менее, некоторые книги, в основном конфуцианской школы, уцелели. Вера в бессмертие души была важной составляющей традиционного мировоззрения китайцев; гарантировать его должны были обладающие магическими свойствами предметы, которые клали в могилы. Особое магическое значение приписывали нефриту, из которого делали диски, называемые би, или пи. Позднейшие китайские историки связывали их с культом Земли и Неба; современные учёные всё ещё спорят об их символическом значении.

НАЗАД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторское право © Hourhistory.ru.