Пётр Могила

«Могилянское Возрождение» - та грань, что разделила Древнюю Русь, пусть и обновлённую литовской экспансией XV-XVI веков, и современную Украину. По своей важности для самосознания общества того времени и зарождения украинской нации эпоху Петра Могилы можно сравнить только с казацкой революцией 1648 года. Пётр Могила (1596 - 1647) - явление неординарное и многоликое. По образному определению современного историка Игоря Шевченко, он был «человеком многих миров». Эту «многомирность» сформировали и происхождение, и образование, и уклад тех земель, в истории которых ему было суждено оставить свой яркий след. Могила (по-румынски мовгтэ - гора, холм) - род молдавских господарей, правивших Молдавией и Валахией (ныне Молдавия, Бесарабия и Восточная Румыния). Пётр родился в семье Симеона Мовилэ, гетмана Сучавского, и Маргариты - венгерской княжны. После смерти отца (1607), отравленного в ходе борьбы за верховную власть, семья, в которой было шестеро сыновей, переехала во Львов. Здесь Пётр и его братья получили начальное образование в Братской школе, ректором которой был Иов Борецкий, будущий митрополит Киевский (1621 - 31). Продолжил образование мальчик, вероятно, в Замойской академии, хотя было ли это на самом деле так, в точности не известно. «Латинская» учёность Могилы, однако, свидетельствует о полноценном высшем образовании, полученном, видимо, не в домашней среде и не в стенах львовской Братской школы. Замойскую академию основал в 1594 г. коронный гетман Ян Замойский в своей резиденции в Замостье (ныне Замосць в Люблинском воеводстве Польши). Находясь на границе с этническими русинскими землями, а также благодаря политике конфессиональной терпимости в отсутствие влияния иезуитов, это высшее учебное заведение долго пользовалось наибольшей популярностью среди православной молодежи всей Юго-Восточной Европы. Лишившись главы, семья, тем не менее, благодаря родственным связям сумела сохранить свой вес среди польско-украинской магнатерии, то есть местной аристократии. Наибольшее влияние имели двоюродные сестры Петра - Раина и Анна. Первая вышла замуж за Михаила Вишневецкого, представителя богатейшей магнатской фамилии в Украине, а вторая - за воеводу краковского Станислава Потоцкого, который считался правой рукой польского короля Сигизмунда III. Столь выгодное родство открывало перед Петром неплохую карьерную перспективу. Вначале он испробовал себя на воинском поприще в свите коронного гетмана Станислава Жолкевского, а позднее отличился в Хотинской битве с турками (1621) под хоругвями литовского гетмана Яна-Кароля Ходкевича. Однако молодому человеку была уготована стезя не воина, а просветителя: его доспехами стала монашеская мантия, а мечом в защите веры - слово. Не найдя для себя призвания в ратной службе, Пётр принимает постриг в Киево-Печерской лавре и уже в 1627 г. становится её архимандритом - настоятелем. Благодаря связям семейства, церковная карьера в Речи Посполитой давалась молдавскому аристократу без особых усилий: в 1632 г. сейм в Варшаве избирает Могилу митрополитом Киевским, а год спустя он получает королевский привилей на митрополию всея Руси и титул патриаршего экзарха (полномочного представителя). Исторические судьбы как молдавских земель, так и собственного рода делали Петра Могилу человеком в равной степени молдавским и русинским. Однако следует учесть, что Русь-Украина входила тогда в состав Речи Посполитой - польско-литовского государства, где доминировали польская культура, язык и традиции. Политическая риторика того времени ориентировалась на античные образцы, так что даже православная львовская Братская школа не могла обойтись без латыни и схоластики. Мир латинской словесности значительно расширил культурные горизонты «интернационального» аристократа Петра Могилы.

НАЗАД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторское право © Hourhistory.ru.