Людовик IX Святой

Этого короля многие считают образцом средневекового христианского монарха и одним из самых незаурядных правителей Франции. Людовик IX заключил ряд мирных договоров с соседними державами и стал вдохновителем двух крестовых походов, одновременно придерживаясь политики укрепления центральной власти. В его времена Французское королевство стало главной политической силой Западной Европы. Сен-Шапель, или Святая часовня в Париже была построена для хранения тернового венца Христа, привезённого королём из крестового похода. Это здание является одним из наивысших достижений готической архитектуры и славится своими витражами. Современники отмечали и подчёркивали необычайно сильные узы, связывавшие Людовика IX с матерью. Людовика Святого как идеального христианского правителя ставили в пример монархам в более поздние века. Его часто изображали на своих полотнах выдающиеся художники эпохи Контрреформации, в частности Эль Греко. Конец XII - начало XIII ст. во Франции ознаменовались значительным укреплением монаршей власти. Во многом это стало заслугой Филиппа II Августа, правившего в 1180-1223 гг., который сумел увеличить свой домен (наследственные королевские земельные владения) вчетверо - в основном путём завоевания тех княжеств и графств, что зависели от Англии: Нормандии, Анжу, Турени, Мена и Пуату. Такие успехи имели крайне важное значение как для французского государства, так и для правившей им династии Капетингов. Теперь королевская власть над независимыми сеньорами опиралась не только на принцип ленной повинности, но и на явное превосходство монарха над любым из них в обширности владений, их экономическом потенциале и военной силе. Крайне важным для истории страны и всей Европы событием стала победа в битве при Бувине (1214), в которой потерпели поражение силы коалиции германского и английского королей - Оттона IV Брауншвейгского и Иоанна Безземельного, - а все ранее завоёванные англичанами французские земли снова перешли во владение Филиппа Августа. Умножившиеся владения короны теперь настоятельно требовали эффективного управления, основанного на новых принципах, и вскоре возник новый институт королевских управляющих - бальи на севере страны и сенешалей на юге. (В обязанности последних входило поддержание общественного порядка и присмотр за своевременной уплатой податей в казну, причём «королевская доля» взималась не только со светских, но и с духовных лиц.) Кроме того, ко времени правления Филиппа Августа относится начало Альбигойских войн (1209 - 29) - крестовых походов французского рыцарства в Прованс и Лангедок, где огнём и мечом искоренялась признанная крайне опасной «катарская ересь». Быстро утратив религиозный характер, этот конфликт стал сугубо завоевательным, и в результате к королевскому домену прибавились новые земли - например, большое Тулузское графство. Политическое и экономическое укрепление монархии имело свои последствия и в религиозном аспекте. Папа Иннокентий III, всегда стремившийся утвердить духовную власть над светской, в своём декрете был вынужден признать, что «король французский является верховным правителем в своём государстве». Другим примером возрастания авторитета короны стал один из титулов, которым начали сопровождаться все исходящие из королевской канцелярии документы: не «король французов», как раньше, а «король Франции», так что с этой поры устройство государства не ограничивалось только ленными отношениями короля со своими вассалами. Однако настоящий внешнеполитический авторитет расширенная и реформированная французская монархия приобрела во времена внука Филиппа Августа - Людовика IX Святого, правившего Францией с 1226 по 1270 г.


НАЗАД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторское право © Hourhistory.ru.