Бенедикт Нурсийский

В знаменитом уставе Бенедикта отразилась не только яркая личность автора, но и его глубокая вера, богатый духовный опыт, педагогический талант и знание Святого Писания. С историей его жизни нас знакомит биография, написанная папой Григорием I Великим (около 540 - 604), реформатором церкви и монахом - бенедиктинцем. Сам Григорий, будучи одаренным писателем, оставил обширное литературное наследие - сборники проповедей, «Пастырские наставления», свыше 850 писем и «Диалоги», во 2-й книге которых описал жизнь св. Бенедикта (около 480 - 547). Как и все жития святых того времени, оно выдержано в апологическом духе и является образцом агиографической церковной литературы, в котором факты реальной жизни святого переплетаются с легендами о совершенных им чудесах и сверхъестественных событиях. Герой жизнеописания именуется «человеком Божиим», исполненным всех мыслимых добродетелей, которому Господь даровал способность совершать чудеса - исцелять больных, читать чужие мысли и даже воскрешать умерших. Такое изображение святого как верного последователя Христа отвечало представлениям той эпохи. Бенедикт родился в деревушке Нурсия у подножия Апеннинских гор, в семье зажиточных землевладельцев. Овладев дома азами наук, юноша уходит в Рим, чтобы продолжить образование. В те времена античная цивилизация клонилась к упадку. В Византии правил император Юстиниан I Великий (483 - 565), который верил в возрождение единого государства, сплоченного единым законом и христианской религией, а тем временем в земли империи вторгались кочевники-варвары - готы, бургунды, вандалы, гунны, франки и другие. Но в этом хаосе и запустении продолжалось развитие христианства, появлялись первые ростки новых форм служения Богу, в том числе отшельничества. После недолгого пребывания в Риме Бенедикт удаляется в окрестности деревушки Субиако, где три года живет в пещере в полном уединении. Превозмогая сатанинские искушения, он достигает духовного очищения и укрепляет волю. Прослышав о благочестии подвижника, монахи соседнего монастыря избрали его своим настоятелем, но вскоре взбунтовались против введенных им строгих правил. Бенедикт вернулся в родную пещеру, а для 12 примкнувших к нему учеников возвел поблизости 12 хижин. Со временем на их месте возникли 12 монастырей со своими приорами. Сам Бенедикт поселился в отдельном доме с младшими учениками, чтобы лично формировать их духовный мир. Завершив организацию монашеской общины, он покидает Субиако и направляется в Рим, но по пути останавливается в старинной горной крепости Монте-Кассино, где на месте руин языческого храма возводит крупный монастырь и основывает аббатство. Когда там появились ученики, Бенедикт создал устав монастырской жизни, который впоследствии не раз совершенствовал. Св. Бенедикт жил и трудился в эпоху, когда христианство уже было признано официальной религией. Долгих 500 лет до этого формировалось христианское сознание и традиции. Евангельские послания оказались для древнего мира столь могучим потрясением, поколебавшим вековые устои, что первые христиане были готовы идти на смерть за веру в Иисуса Христа, который, окончив жизнь на кресте, восстал из мертвых и обещал всякому, кто уверует в него, воскресение и вечную жизнь. В III в. н. э. зарождается новая форма религиозного подвижничества - т. н. белое мученичество. Его поощрял Ориген Александрийский, утверждая, что жизнь отшельника, полную самоотречения и без остатка посвященную Богу, тоже можно назвать мученичеством - неусыпное бдение духа и работу над собой.




НАЗАД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторское право © Hourhistory.ru.