Священная война Саладина.

 

 

 

 

 

 

 

Авторы арабских летописей не скрывали своего возмущения, называя крестоносцев «животными, не имеющими никаких добрых черт, кроме мужества и бесстрашия». Описание тягот христиан в Палестине в преувеличенно чёрных красках дало папе Урбану II повод для объявления Крестового похода. Полное имя и титул Саладина звучало так: Аль-Малик ан-Насир Са-лах-ад-дунья ва-ад-дин Абу-аль-Музаффар Юсуф ибн Айюб ибн Ша-ди аль-Курди. Эта длинная конструкция дает возможность представить, насколько сложными были в средневековье арабские имена - и немудрено, ведь каждая их часть имела определённое значение и сообщала важную информацию о человеке. Имя Саладина значило следующее. Слова «аль-Малик ан-Насир» были титулом, означавшим, что его носитель являлся венценосным властителем (подобным европейскому королю). «Салах-ад-дунья ва-ад-дин» - необычайно почетный в арабском мире титул, который можно перевести как «Благо Мира и Веры». «Абу-аль-Музаффар Юсуф» - собственно имя султана. «Ибн Айюб ибн Ша-ди» - это патроним, обозначающий имена предков и переводящийся как «сын Айюба, сына Шади». «Аль-Курди» - последняя часть арабского имени обозначала принадлежность к религиозной или этнической группе; у Саладина она сообщала, что тот был курдом. Расположенный на высоком холме замок Крак (Эль-Карак) был идеальной опорной точкой для организации набегов на торговый маршрут, соединявший две части государства Салах-ад-дина - Сирию и Египет. Воинственный хозяин укрепления - сеньор Заиорданский Рено де Шатийон - парализовал сообщение на этой важной дороге, безжалостно грабя проходящие по ней караваны. Занятый внутренними делами Салах-ад-дин поначалу не реагировал на действия Шатийона, но в определенный момент решил избавится от ненавистного его единоверцам грабителя. Вот как описывает эту историю одна из арабских хроник: «Князь Эль-Карака был самым нечестивым и вероломным из всех франков. Он напал на караван, шедший из Египта в Сирию, в котором было много паломников и богатств. Имущество было разграблено, а люди убиты или пленены. Султан Салах-ад-дин строго осудил его и рек: «Нарушивший договор должен вернуть награбленное». Тот, однако, не внял этим словам, продолжал нападать и убивать мусульман. Султан тогда поклялся, что злодей заплатит за все собственной кровью».
Арабский летописец писал: «В 583 г. (т. е. в 1187 г. по христианскому летоисчислению) состоялась битва под Хиттином. Мусульмане осадили франков, отрезав их от воды, а день был жарким, и разожгли огонь, подожгли кустарник вокруг деревни, так что христиане задыхались в едком дыму. Взятие Иерусалима было триумфом Салах-ад-дина: оно прославило султана как военачальника и борца за мусульманскую веру. Несмотря на то, что Салах-ад-дин не был христианином, в Европе он считался образцом властителя и рыцаря. Султан стал героем многих рыцарских историй, в которых всегда выступал как благородный и исполненный достоинства противник воинов-христиан. Политический терроризм не является изобретением XIX-XX веков. Еще во времена Салах-ад-дина на Ближнем Востоке действовала подобная организация, специализировавшаяся в покушениях на представителей политической элиты того времени - и исламской, и христианской. Руководителем фанатиков-убийц был знаменитый «старец горы» Хасан ибн Саббах, и его подчинённые убивали всех, на кого он указывал как на своего врага. Некоторое время «старец» предпринимал попытки убить Салах-ад-дина. Согласно легенде, перед заданием убийцы употребляли гашиш; от этого происходит их средневековое европейское название - ассасины (гашишины).

НАЗАД

Авторское право © Hourhistory.ru.