Искусство в XVIII веке: разбираемся основательно

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 103
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

Подкатегории

В этой категории отображается 6 подкатегорий из имеющихся 6.

*

Д

И

М

Т

Ш

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 88
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

Искусство России первой половины XVIII века

Начало XVIII в. для России ознаменовалось сломом привычного образа жизни, поворотом в сторону подражания западным культурным образцам, охватившим в первую очередь столичное и провинциальное дворянство. Искусство России с начала XVIII в. становится светским. Появляются неизвестные дотоле виды и жанры пространственных искусств: гравюра, памятник, скульптурный портрет, ландшафтная архитектура и т.д. Появление новых видов и жанров искусства было связано с необходимостью создавать чертежи и карты строящегося Петербурга, отражать победы русской армии и флота.

Возникает система профессионального обучения граверов, скульпторов и живописцев, архитекторов. Часто преподавателями выступают приглашенные из-за границы признанные мастера. В Россию приходят из Европы несколько художественных стилей — барокко и рококо, классицизм, просветительский реализм, позднее — сентиментализм и предромантизм. Тем самым художественные процессы в России все теснее связываются с общеевропейскими, только народное искусство сохраняет верность традиционным образцам и приемам деятельности.

Ведущим художественным стилем первой половины XVIII в. в России становится барокко — стиль абсолютизма, воплощающий великолепие и мощь Российского самодержавия. Русское барокко отличалось от западноевропейского споим оптимистическим пафосом, позитивным началом. Главное в русском барокко — строительство дворцов новой столицы России — Петербурга.

Б.-К. Растрелли.

Бюст Петра I. 1723-1 729 гг.

На кирасе Петра — рельефные изображения Полтавской битвы. А также изображение Петра в одеянии римских императоров, высекающего женскую фигуру со скипетром и державой

В 1706 г. для руководства строительными работами была учреждена Канцелярия городовых дел во главе с У.А. Синявиным. На левом берегу Невы началось возведение крепости-верфи Адмиралтейства.

В 1710-1711 гг. был построен первый Зимний дворец Петра I. Двухэтажное здание, перекрытое высокой кровлей, украшали небольшой нарядный портал и узкие пилястры. В 1726-1727 гг. архитектор Доминико Трезини прибавил к зданию два крыла и подчеркнул его центр четырьмя колоннами.

Петергоф. Большой дворец. Гравюра

К концу 1720-х гг. облик Петербурга определился. В 1737 г. была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении, ее архитектурную часть возглавил П.М. Еропкин. Комиссия разработала генеральный план столицы, согласно которому центр переносился на Адмиралтейскую сторону. Были намечены направления трех главных городских магистралей, расходившихся от башни Адмиралтейства. И.К. Коробов (1700/1701-1747) предложил возвести семидесятиметровую каменную башню Адмиралтейства с высоким золоченым шпилем и флюгером в виде корабля.

Весь центральный район предписывалось застраивать только каменными зданиями. Преобладающий тип здания этого времени — дворец-усадьба в столице или в ее пригородах.

Вид Летнего сада со стороны Невы. Гравюра А.Ф. Зубова. 1717 г.

Расцвет русской архитектуры середины XVIII в. связан со стилем барокко и с именем Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), соединившего в своем творчестве черты западноевропейского барокко и так называемое «нарышкинское» его воплощение. Приехав в Петербург 16-летним юношей, Растрелли дважды уезжал за границу, самостоятельно начав работать в царствование Анны Иоанновны. Его первыми постройками были деревянный дворец Зимний Анненгоф в Москве и Летний дворец недалеко от Кремля. Растрелли построил третий Зимний дворец в Петербурге, объединив дома Апраксина и Кикина и соорудив два новых корпуса по углам со стороны Адмиралтейства. Фасады дворца, протянувшиеся вдоль Невы почти на 150 м, сохраняли еще черты петровского барокко, однако в оформлении ряда внутренних помещений — Тронного зала, аванзала и Театра уже чувствовалась рука Растрелли.

И. Соколов Изображение иллюминаций и фейерверка 10 февраля 1745 г. в Петербурге

В 1749 г. Елизавета издает указ о строительстве Смольного монастыря. Строительство собора, начатое в 1748 г., приостанавливалось из-за нехватки средств. Растрелли так и не закончил его, но и созданное здание явилось одним из замечательных его творений.

Работая над сооружением Смольного монастыря, Растрелли получает распоряжение императрицы начать работу по переустройству Большого Петергофского дворца. Зодчему было поставлено условие: сохранить оставшийся от Петра комплекс построек, значительно расширив дворец.

Ф.Б. Растрелли. Воскресенский собор Смольного монастыря. 1748-1769 гг.

Самое совершенное творение Растрелли — Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, работы над строительством которого велись с 1752 по 1757 гг. Строительство дворца, начатое ранее, не удовлетворило Елизавету. Растрелли превратил дворец в громадную анфиладу зал, в обширном регулярном саду возвел парковые павильоны. Другой стороной дворец обращен к огромному двору, ограниченному одноэтажными корпусами. Анфилада комнат центральной части дворца имела замечательную отделку — позолоченную деревянную резьбу, живопись плафонов.

Ф.Б. Растрелли.

Ф.Б. Растрелли. Екатерининский дворец. Общий вид. 1752-1756 гг.

Ф.Б. Растрелли. Модель колокольни Смольного монастыря.

В центре Петербурга Растрелли возвел четвертый Зимний дворец. Сохранившийся почти без изменений Дворец, вершинное достижение русского барокко, построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором, своими размерами он доминирует над окружающим пространством. Бесчисленные колонны то собираются в группы, особенно живописные на углах здания, то расступаются. На балюстраде кровли установлены десятки декоративных ваз и статуй. Каждый фасад Растрелли проектировал по-разному. Так, Северный фасад, обращенный к Неве, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений и является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризолитом, прорезанным тремя въездными арками. Из боковых фасадов наиболее выразителен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства. Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. После восшествия на престол Екатерины II Растрелли перестал получать заказы, стиль барокко не нравился двору. 23 октября 1763 г. Екатерина принимает решение об отставке Растрелли с поста обер-архитектора. В 1771 г. он подает прошение о принятии его в члены Императорской Академии наук, прошение было удовлетворено 9 января 1771 г. В этом же году Растрелли умирает.

Екатерининский дворец. Фрагмент садового фасада

Зимний дворец. Фрагмент углового западного фасада

Влияние творчества Растрелли было сильным и для самостоятельно работающих архитекторов. Одним из таких мастеров был С. И. Че- вакинский (1709/1713 — ок. 1780), построивший двухэтажный Никольский Морской собор.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 6783
Источник: https://mirxenia.com/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8B-xviii-%D0%B2%D0%B5/

Страницы в категории «Искусство XVIII века»

Показано 9 страниц из 9, находящихся в данной категории.

0—9

Б

Г

С

Категории:

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 135
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

И.Н. Никитин – выдающийся русский художник

В живописи появился жанр светского портрета. Художники стремились отобразить черты характера человека, передать его внутренний, духовный мир. Многие русские художники отправлялись учиться за границу, где совершенствовали своё мастерство, знакомились с живописной манерой иностранных школ.

Среди первых русских художников нового направления был Иван Никитич Никитин, ставший одним из основоположников русской светской живописи. Пётр I способствовал тому, чтобы Никитин какое-то время учился в Италии. Сейчас портреты Никитина бережно хранятся в музеях. Наиболее известные его работы – портрет канцлера Г.И. Головкина и детский портрет дочери Петра – Анны Петровны. Никитин оставил и ряд портретов императора, в том числе – «Пётр на смертном одре».

Андрею Матвеевичу Матвееву принадлежат многочисленные церковные росписи и портреты. Особенно замечателен его «Автопортрет с женой». Перед нами предстаёт одухотворённый мастер, как бы представляющий зрителю свою жену. Написанная в изящной манере, картина демонстрирует высокое мастерство, которого достигла русская школа реалистической живописи в первой половине $XVIII$ века.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1166
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_rossii_xviii_v/iskusstvo_v_rossii_xviii_v/

Живопись

В первой половине XVIII в. формируется жанр светского портрета. Эту эпоху называют «портретом петровского времени». Жанр портрета становится преобладающим в живописи. Он уже сильно отличается от парсуны конца XVII в. композицией, колоритом, индивидуализацией личности изображаемого.

И. Г. Таннауэр. Портрет Петра I

Художники стали использовать прямую перспективу, которая создаёт глубину и объемность изображению на плоскости. Искусству петровской эпохи присущ высокий пафос утверждения, именно поэтому центральной темой его становится человек, а основным жанром – портрет.

Но вопрос авторства в петровскую эпоху оставался сложной проблемой. Художники иногда не подписывали свои произведения. Кроме того, существовала и проблема опознания модели, т.к. заказные портреты обычно создавались с большой долей приукрашивания портретируемого, тем более, что таковыми обычно являлись император и члены его семьи и их приближённых.

И. Никитин. Портрет канцлера Головкина

Парсуна постепенно вытесняется, но ещё некоторое время продолжает существовать даже в творчестве передовых художников эпохи: И. Никитина, И. Вишнякова, А. Антропова, А. Матвеева, И. Аргунова и других художников, что свидетельствует о ещё не завершившемся переходе от средневековой к новой манере. Следы парсунности встречаются и во второй половине XVIII в., особенно в работах крепостных и провинциальных мастеров, самоучек.

И. Вишняков. Портрет Ксении Ивановны Тишининой (1755)

В русской живописи второй половины XVIII в. преобладали два художественных стиля: классицизм и сентиментализм.

Дальнейшее развитие получил жанр портрета. Художники В. Боровиковский и Ф. Рокотов работали в стиле сентиментализма и создали ряд лирических и одухотворённых портретов.

В. Боровиковский. Портрет Е.Н. Арсеньевой (1796)

Целую галерею образов незаурядных людей создал портретист Д. Левицкий.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1871
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xviii-veka/782-obshchaya-kharakteristika-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury-rossii-xviii-veka

Роль Б. К. Растрелли в искусстве России

В Россию приезжало много иностранных мастеров. Знаменитому скульптору Бартоломео Карло Растрелли принадлежит несколько изображений Петра I. Среди них «восковая персона», с большой точностью передающая черты внешности царя, и конная статуя Петра в Петербурге. Растрелли создал пышные и величественные ансамбли Смольного женского монастыря в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе.

Пример 1

Его творениям в стиле барокко присущ широкий размах, чёткость и ясность линий, богатство убранства Вершиной творчества мастера стал Зимний дворец в Петербурге. Его возводили в течение восьми лет. Архитектурное решение, отделка и внутреннее убранство поражали современников своей роскошью. Зимний дворец превратился в яркий символ Российской империи.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 822
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_rossii_xviii_v/iskusstvo_v_rossii_xviii_v/

Архитектура

Первая половина XVIII в. ознаменована в архитектуре стилем барокко. Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, а с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко, основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре.

Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко, этот этап назвало «петровское барокко», который ориентировался на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Но лишь первые памятники архитектуры данного периода (например, Петропавловский собор в Петербурге) практически избежали русского влияния. Несмотря на обилие иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа.

Архитектура петровского времени отличалась простотой объёмных построений, чёткостью членений и сдержанностью убранства, плоскостной трактовкой фасадов. Первые архитекторы Петербурга: Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они работали в России по приглашению Петра I. Каждый из них вносил в облик сооружаемых зданий традиции той архитектурной школы, которую он представлял. Традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, например, Михаил Земцов.

Зимний дворец – один из самых известных памятников елизаветинского барокко

В эпоху правления Елизаветы Петровны получает развитие новое елизаветинское барокко. Оно связано с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Но данный стиль более связан не с петровским, а с московским барокко. Растрелли спроектировал дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях: Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Его творения характеризуют громадные масштабы, пышность декоративного убранства, двух-трёхцветный окрас фасадов с применением золота. Праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII в.

В елизаветинском барокко важное место принадлежит и творчеству московских архитекторов середины XVIII в. во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным.

В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм.

Расцвет строгого классицизма связан с творчеством М.Ф. Казакова (1738- 1812). Почти все монументальные здания Москвы конца XVIII в. созданы им: Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицынский дворец, Бутырка и др.

Старые корпуса Московского университета на Моховой улице. Архитектор М.Ф. Казаков

В 1812 г. во время пожара Москвы здание почти полностью сгорело. Все перекрытия, которые были сделаны из дерева — утрачены. Библиотека, включавшая в себя множество эксклюзивных материалов, уничтожена. Коллекция музеев, архивы исчезли. До 1819 г. Доменико Жилярди работал над воссозданием старого здания.

Ныне здесь располагается институт стран Азии и Африки при МГУ.

Мастерами раннего классицизма были А.Ф. Кокоринов (1726-1772) и француз Ж.Б. Вален-Деламот (1729-1800). Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Они являются авторами проекта здания Императорской Академии художеств в Петербурге. А Вален-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа.

И.Е. Старов (1745-1808) – крупнейший зодчий второй половины XVIII в. Среди его работ – Таврический дворец в Петербурге (1783-1789). Это огромная городская усадьба Г.А, Потемкина, носившего титул князя Таврического.

В 80-90-е годы первенство перешло к зодчим Кваренги и Камерону. Д. Кваренги (1744-1817), итальянец по происхождению, в основном работал в Петербурге. Характерная для Кваренги постройка – здание из трех частей: центральный корпус и два флигеля, соединенных с ним галереями. Центр композиции выделялся портиком. Кваренги построил здание Академии наук, здание Ассигнационного банка. Затем он создаёт Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском Селе. Здания Смольного института – также работа Кваренги.

Камерон – автор дворца-усадьбы в Павловске.

Здание Смольного института. Архитектор Д. Кваренги

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 4180
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xviii-veka/782-obshchaya-kharakteristika-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury-rossii-xviii-veka

Российская Академия художеств

По инициативе И.И. Шувалова в 1757 году открылась Российская Академия художеств. Она давала учащимся прекрасное образование. Лучшим из них предоставлялась возможность стажировки в Италии и Франции. В стенах Академии художеств учились многие крупнейшие русские живописцы и архитекторы.

В 1770-е годы Академию художеств возглавлял Антон Павлович Лосенко, получивший звание академика исторической живописи за полотно «Владимир перед Рогнедой». Это была первая в отечественной живописи картина на сюжет древнерусской истории. Ещё одним «героическим» полотном А.П. Лосенко стало «Прощание Гектора с Андромахой», не завершённое мастером.

В Академии художеств зародилась русская школа пейзажа. Её провозвестником явился Семён Фёдорович Щедрин. Высочайшего мастерства достигло искусство портрета:

  • А. П. Антропов,
  • И.П. Аргунов,
  • и др.
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 854
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_rossii_xviii_v/iskusstvo_v_rossii_xviii_v/

Скульптура

Во второй половине XVIII в. наивысшие достижения в области скульптуры связаны с творчеством Ф.И. Шубина (1740-1805). Шубин – мастер русского скульптурного портрета. В этом жанре в России у него не было предшественников. Галерея созданных им скульптурных портретов (А.М. Голицына, П.А. Румянцева, М.В. Ломоносова, Павла I и др.) отличается реалистичностью и выразительностью.

Монументальная скульптура второй половины XVIII в. представлена множеством работ, крупнейшей из которых является «Медный всадник» Э.-М. Фальконе – конный памятник Петру I.

Ярким представителем классицизма в скульптуре был М.И. Козловский. Образ современного героя он воплотил в памятнике А. Суворову, хотя без портретного сходства. Скорее, это обобщённый образ героя-полководца. М.И. Козловский – автор знаменитой скульптурной группы «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 872
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xviii-veka/782-obshchaya-kharakteristika-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury-rossii-xviii-veka

Эрмитаж как сокровищница мирового искусства

В 1764 году в Петербург в счёт уплаты долга русской казне прибыло собрание картин немецкого коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского. Гоцковский составлял коллекцию для Фридриха Великого, но король не смог приобрести её из-за финансовых затруднений, и 225 картин, преимущественно голландских и фламандских мастеров, доставили в Россию. Их разместили в Зимнем дворце и в небольшом здании, построенном рядом, которое стали называть Эрмитажем. В переводе с французского это слово означает «обитель отшельника». И действительно, Эрмитаж первоначально служил местом уединения императрицы и её ближайшего окружения. Здесь наслаждались произведениями искусства, вели непринуждённые беседы, прогуливались в небольшом Висячем садике.

На европейских аукционах и у частных лиц Екатерине удавалось приобретать наиболее значительные художественные собрания. Одна за другой первоклассные коллекции прибывали в Петербург. Так складывалось уникальное собрание Императорского Эрмитажа. Первоначально эта сокровищница шедевров мирового искусства принадлежала императорской семье, но в 1852 году музей распахнул свои двери и для широкой публики.

Замечание 2

Сейчас Государственный Эрмитаж – один из крупнейших и известнейших музеев в мире.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1264
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_rossii_xviii_v/iskusstvo_v_rossii_xviii_v/
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 20891
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 326 (2%)
  2. http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xviii-veka/782-obshchaya-kharakteristika-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury-rossii-xviii-veka: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 9676 (46%)
  3. https://mirxenia.com/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8B-xviii-%D0%B2%D0%B5/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 6783 (32%)
  4. https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_rossii_xviii_v/iskusstvo_v_rossii_xviii_v/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4106 (20%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий