Положение крестьян на Руси: вся суть

Крепостное право – подтверждённое законодательно положение, при котором крестьянин не мог уйти с земли, за которой закреплён, без разрешения власти. Беглого крестьянина ловили, наказывали и насильственно возвращали назад. Крепостного по решению помещика могли продать, сослать на каторгу, отдать в солдаты.  

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 308
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

Этимология

Слово «крестьянин» происходит от ст.‑слав. хрестиѩнинъ, хрьстиѩнинъ, крьстиѩнинъ, крьстианинъ, крьстьѩнинъ, крьстиѩнъ, крьстиѩнъ, крестианъ, крестьꙗнъ, др.-рус. крьстьꙗнинъ — «человек; христианин».

Наиболее распространённая версия происхождения слова «крестьянин» — это слово «христианин» в старорусском произношении (ср. ст.‑слав. крьстининъ, болг. кръстянин, чеш. krestan, польск. chrzescijanin и пр.). Все эти слова родственны латинскому (лат. christianus). Также некоторые филологи напрямую выводят русское слово из древнегреческого (др.-греч. χριστιανός), которое сблизилось со словом «крест» (ст.‑слав. хрестъ, хрьстъ, крьстъ, крестъ, крҍстъ — «крест»).

По другой версии, слово «крестьянин» никак не связано с религией, а происходит от древнерусского выражения «кресать/кресить огонь», то есть «высекать, рубить огнивом из кремня». Землепашцы сжигали лес и производили посев прямо в золу.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 908
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Общий взгляд на крестьянство древней Руси

Историческая наука говорить нам, что природа страны, ее географическое положение и климат в сильной степени влияют на образование характера народа, на его нравственные и религиозные воззрения, а главным образом – на сложение его бытовых особенностей. Горы и равнины, болота и леса, реки и моря,степень плодородия земли, тот воздух и пища, которыми человек дышет и питается, солнце и влага, бури и грозы, под влиянием которых он постоянно находится, и испытывает страх и ужасы жизни или удовлетворение своим существованием – все это, а также взаимные отношения и столкновения с соседями, так или иначе отражаются на его внутреннем и внешнем облике, мировоззрениях, нравах и обычаях, на его способе административного управления и направляют по тому или другому пути его историческую жизнь. Не было народа, который бы на своем историческом поприще не был верен своему первоначальному развитию. Точно также нельзя встретить народа, который не был бы верен своим первоначальным основам, складу и быту, сложившимся под влиянием естественных условий той исторической среды, в которой осуществилось его историческое призвание к самостоятельной жизни на земле. Народ, которого исторические судьбины заставили изменить своему, в течении многих веков сложившемуся характеру, своей исторической природе, неминуемо должен разложиться и потерять свой духовный облик, словом, погибнуть духовно и политически. Таких примеров на пространстве многовековной жизни народов можно насчитать тысячи. Но мы здесь вкратце коснемся лишь исторической жизни русского народа, в целой его массе, от первоначального его выступления на историческое поприще до последнего времени; народа, положившего собой, всей своей массой, прочную основу великого русского государства, народа-общинника, земледельца-крестьянина.)

————-

) Название «крестьянин» произошло от слова «христианин», исповедующий христианскую веру. В договорах Олега 912 г. и Игоря – 945 г. с греками названия «крестьянин и хрестьянин» означают «христианин». «Аще кто убьет крестьяна (грека), русин или хрестьян русина» и проч. (Договор Олега) «Аще убьет хрестьянин русина или русин крестьянина» и проч. (Договор Игоря). В других пунктах договора Олега встречаются выражения «крестьяны» и «христианы» означающие одно и то же понятие «христиане«, т. е. греки, в отличие от нехристиан-руссов; в тождественных же пунктах договора Игоря эти слова заменены названием «греки и гречин«. В древне-русских письменных памятниках. как-то: Святосл. сборн. 1073 г. и Остром. Ев. слова «Христос» с производными и «крест» часто по начертанию смешиваются, отчего получились такие выражения: крестьяный, крестианск, крестьянин и хрест, христ, хрестити, хриштаахуся, хрещахуся (Галицкое Ев. 1144 г.) и т. п.

— 2 —

На Руси

Вся обширная русская земля со всеми своими богатствами: лесами, лугами, полями, реками, озерами и болотами была открыта перед русским человеком и он, или в одиночку, или обществом, составившимся по добровольному согласию, мог свободно ходить по ней и выбирать любое место для поселения и возделывания земли; он селился или одним своим семейством, или целым обществом, городом, селом. По нашим летописям, и граждане, и сельчане одинаково занимались земледелием и другими, связанными с этим занятием, промыслами. Если же в старом городе или селе, по мере увеличения населения или оскудения средств продовольствия, становилось тесно, то многие из жителей присматривали места для новых поселений и садились на них починками, выселками и пригородами и, таким образом, раздвигали общие владения своего племени и, садясь на новых местах, занимались теми же промыслами, какими кто занимался на прежней селитьбе; следовательно, и на новых местах являлись также земледельцы. Если же выбранные для новых поселений места были уже заняты каким-либо другим племенем, которое нужно было оттеснить или от которого приходилось обороняться, то русский земледелец-крестьянин нередко обращался в воина и с оружием в руках вступал в борьбу с непокорным или несговорчивым соседом.). Если борьба затягивалась, или соседи-иноземцы постоянно тревожили мирное земледельческое население, то последнее сходилось на вече и выбирало из своей среды военно-начальника – «воеводу» (боеводу) или же обращалось к содействию родственных им и искусных в военном деле витязей или князей, вышедших с своими закаленными в боях дружинами из Приазовья и проникших в древности, как завоеватели или колонизаторы, а больше, как искатели приключений и приложения своей богатырской силушки, во все концы древней Руси и даже на берега Балтийского моря.).

У древних славян-руссов, каковым именем мы на основании исторических исследований называем все славянское население от берегов Финского залива до Черного и Азовского морей, образ правления был общинный, т.е. все дела, касающиеся данной местности, города или села, решались общиной, всем народом, вечем.). Нестор говорит: « Новгородцы бо изначала

———-

). Крестьянство на Руси. И. Д. Бeляев. М. 1903 г.

). Древняя история казачества. Е. П. Савельев. Новочеркасск, 1915-16 г., стр. 104.

). Там-же, стр. 49-56, 99-104 и др.

— 3 —

и Смольняне и Кыяне якоже на думу на вече сходятся, и на чем старшие сдумают, на том и пригороды станут«. Также: «Новгородцы, Полочане и Кривичи из начала якоже на думу на веча сходятся«.

Все члены общины считались вполне свободными и равноправными между собою и имели право обрабатывать занятыя ими земли, у кого сколько хватит на это уменья и сил. Никто в том им не препятствовал. В иных общинах земли распределялись по жребию. С призванием князей общинный порядок управления не изменился, лишь явилась новая общественная забота-повинность – собирать средства на содержание князя и его дружины.

Призвание Рюрика

Значение княжеской власти в мирное время сводилось лишь к тому, чтобы судить и рядить, совместно с народными представителями, согласно с правами и общинным устройством, искони заведенным у славян, а в военное охранять владения общины от внешних врагов. Во внутрение же дела общины князь и его дружина не имели права вмешиваться, а также без воли народа не могли объявлять кому-либо войны. Когда Ярослав хотел идти на Псков, новгородцы сказали ему: «…князь, без нашего совета и согласия ты не можешь ехать в Псков«. Неугодным князьям, дерзнувшим нарушить права народа, общины предлагали просто удалиться, а в случае ослушания, удаляли силой. «Путь широк, – говорили они – кланяемся тебе«. Так, в 1095 году новгородцы показали путь Давиду Святославичу; в 1102 году сказали Святополку, хотевшему посадить на княжение сына: «Аще ли две головы имеет твой сын, то пошли его«; в 1113 году новгородцы утвердили право суда над князем.). В 1146 году киевляне, призывая Изяслава на место Игоря, говорят ему: «не хотим быть как бы в наследстве«. Ярославу Ярославичу новгородцы предлагают: «князь, поеди, не хотим тебя, а не так, идем всем Новгородом прогнать тебя«.).

Так поступили в 1128 году с Давидом Всеволодовичем Полочане, в 1159 г. – с Глебом Ростиславичем Дрючане, в 1175 г. – с Ярополком Романовичем Смольняне и многие другие общины).

Призывая князей, общины требовали от них целовать креста, судить и рядить по правде и не нарушать прав народа).

————

). И. Д. Беляев. Новгород. Стр. 182-197.

). И. Д. Беляев. Разск. из Русской истор.

) Летоп. Переясл. Суздальск.;

).Беляев. Р. Ист. Новгород. стр. 186. Ипат. лит. В летописи XII ст. есть много сведений, что Полочане призывают князей и на «ряды» с ними князья целуют крест. То же требуют и Киевляне в 1146 г.

— 4 —

Словом, в удельно-вечевый период власть выбранных князей была ограничена договорными условиями, выработанными общиной, в зависимости от местных бытовых особенностей народа. Народ имел сделку прямо с князем, как с своим главою и представителем его земских интересов. В случаях несогласия, посредниками являлись со стороны князя – бояре-дружинники, а со стороны народа – духовные представители и старейшие мужи, как думцы и советники того и другого. Когда кончались счеты князя с народом, последний и его лучшие мужи принимались каждый за свои дела по устроению внутренней общинной земской жизни, а князь обращался к внешней политической жизни, к организации государства и развитию и расширению его могущества.

Получая от общины содержание натурой или деньгами и вотчинами, князь, в свою очередь, с согласия народа, в благодарность за заслуги, мог раздавать своим дружинникам поместья для прокормления, которые могли переходить в их род, если только он продолжал служить одному князю и одной общине так-же верно, как его отцы и деды; могли получать награждение деньгами и почестями, а также участвовать в дележе военной добычи. Эта дружина пользовалась у общины постоянным внешним почетом из уважения к главе-князю, но не более. Уходил или изгонялся князь, с ним изгонялась и его дружина; все достояние их становилось собственностью общины; иногда скопленные ими богатства подвергались разграблению; нередко избивалась и сама дружина). Словом, дружинники считались слугами князя, а не общины. По удалении князя, слугам его было не безопасно оставаться в уделах. Вот почему является повсеместное равнодушие народа к участи удельных князей, когда у них московские великие князья отнимали уделы, а также и к участи и невзгодам опальных бояр; для них это сословие было чуждым. Бояре были личные слуги князя, а не народные представители и защитники, «княжеские рабы и холопи» – выражение, официально принятое во всех актах XIV и XV столетия, у бояр, потомков дружины и удельных князей. Историю русской земли строил русский

—————

) Ипат. Летоп. под 1146, 1158 и 1159 г.г.

    Воскр. лeт. под 1158 г.

    Лаврент. лeт. под 1015 г.

    Погодин. Т. VII, стр. 160.

    Сергeeевич. Вeче и князь. Стр. III.

    Арханг. лет. – стр. 18- 807.

— 5 —

народ и на смоченной им и напоенной кровью земли посеял плоды для своего счастья, величия и единства. Он заплатил великую дань родной земле и спас ее от многих и многих невзгод. Во главе его стоял первоначально великий князь, а потом – царь. Они поддерживались земщиной, народом, земщина – ими. Все, что противилось их воле, давилось обоюдно с неустанной последовательностью. Народ спас русскую землю и от татарского ига, и от нашествия иноплеменников в 1612 и 1812 г.г.; он же спасет Россию и в настоящую ужасную общеевропейскую войну и восстановит своею мощью ослабевшие силы своей дорогой родины. Народ – это та несокрушимая стомиллионная сила, это – то, что мы с гордостью называем Великой Россией.

Теперь рассмотрим, как же жил и какими гражданскими правами пользовался русский народ с первых веков нашей истории до конца XVI в., т. е. до прикрепления его к земле, а потом закрепощения в полную безгласную собственность своих владельцев.

Выше было сказано, что русский народ был преимущественно земледельческий и свободно, на правах равноправных членов общины, пользовался принадлежащей ему землей. В городах он был свободный гражданин, т. е. горожанин, в селах и деревнях – свободный пахарь-земледелец. Женщины также пользовались полной гражданской свободой и имели право, наравне с мужчинами, участвовать на вече и управлять принадлежащими им недвижимыми имуществами и получать их по наследству).

Каразин Н. Пахарь

Пахари-земледельцы, по русским летописям и древним монастырским актам, не составляли какого-либо отдельного сословия и не носили особого имени, а назывались вообще крестьянами, т. е. христианами, также – людьми, народом, земянами, сиротами, а в городах – гражданами и др.

Сеятель

При неравенстве сил и способностей и других условий, естественно, из общей массы должны были выдвинуться лучшие люди, т. е. разумнейшие и богатейшие и, таким образом, образовали особый класс, отличный от остальной массы общества. Явилась частная земельная собственность, приобретенная усиленными трудами и издержками посредством захвата свободных пустырей,

————-

) О наслед. по древн. русским законам. И. Д. Беляев. 1858 г. стр. 54-55. В «Русской Правде» стр. 4 говорит: «Аще жена сядет по мужи, то дати ей часть, а у своих детей взяти часть, а что на нее муж возложил, тому же есть госпожа«

— 6 —

никому не принадлежащих, лесистых или болотистых земель. Об этой поземельной собственности в древних юридических актах обыкновенно говорилось так: «А земля моя, куда топор, коса, соха ходили«. Границы этих владений определялись тем пространством, «которое захватил мой труд«, а первым трудом для обработки земли в древности было выжигание и вырубка дикого леса или осушка болот. Следовательно, «мое огнище или то пространство, где приложился мой труд«, была моя поземельная собственность. Таким образом, способные трудолюбивые люди, имевшие достаточно сил для приобретения, указанным порядком, обработки и охранения занятых ими земель, получали перевес над другими своими общинниками и становились влиятельными лицами общины, лучшими людьми, сильными собственниками, земскими боярами. В своем имении такой землевладелец был полный хозяин; само имение его называлось «волостью или вотчиною«. Они в них заводили села, торги и собирали вольных людей для обработки пашни и охраны своих владений. Слабосильный общинник, не имевший достаточных средств для обработки своей земельной части в общине, селился на земле владельца и становился в некоторую от него экономическую, но не личную зависимость, т. е. был обязан платить владельцу за землю, а часто и за данный ему инвентарь работою или за обработку земли получал известную часть хлеба и других произведений. Такие, живущие на чужих землях крестьяне, назывались ролейными закупами; низший и беднейший класс людей, работавших у состоятельных по найму, назывался наймитами, смердами, черными людьми и кабальными холопами, т. е. по собственной воле вступившими на условленный срок, за долг или за взятыя вперед деньги, в кабалу к другому члену общества и, таким образом, сделавшимися на некоторое время полусвободными.

Из Русской Правды Ярослава и его сыновей, а также и других актов мы видим, что к XII столетию, низший класс русского общества, смерды – городские и сельские, образовали сословие тяглых людей, на которых преимущественно лежали общественные повинности и подати. На высшем же классе – людях нетяглых – лежали службы, управление и защита края. Но и этот класс не избавлялся от повинностей и податей, только эти обязанности на них лежали не прямо, а чрез посредство людей низшего класса, которые сидели на их землях, при их пособии или ссуде. Каждому представлялось право переходить из тяглых в высший класс, нетяглый, если кто имел к тому способности и средства.

— 7 —

Все члены общины пользовались равными правами и никто не был исключен из права поземельной собственности, только бы имел силы и средства приобрести и возделать ее).

Вотчинную собственность имели и князья, и бояре, и духовенство, и купцы, и крестьяне. Поземельная собственность никогда не была исключительным правом привилегированных классов. Это явление считается отличительной особенностью истории России от истории других государств Европы.

Князьям на Руси были уступлены только некоторые земли и то на государственном праве, а не на праве частной собственности. Дружинники также первоначально не получали земель и жили у князей на жалованье, или получали узаконенные доходы от областей, вверенных их управлению, и если впоследствие имели поземельную собственность, то приобрели ее на общих основаниях, как и другие классы общества, покупкою, дарением, наследством или расчисткою и возделыванием на собственные средства диких полей и лесов.

В Юрьев день

Таким образом, крестьянство в древней Руси, под каким бы названием оно не встречалось и на каких бы землях оно не сидело, – казенных, волостных, княжьих, монастырских и других владельцев, пользовалось полной свободой переходить с одной земли на другую в известный срок в году, в Юрьев день, и подчинялось общему суду, наравне с другими членами общества; было обязано платить казенные подати и отправлять другие повинности и в то же время платить оброки и исполнять работы на землевладельца).

————-

) Беляев. Крестьяне на Руси. стр. 7-18.

) Беляев. Крестьяне на Руси. стр. 19 и послед.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 16409
Источник: https://www.passion-don.org/country.html

Занятия крестьян

Победивший пролетарий указывает крестьянину путь. Серебряный советский рубль 1924 года.

Во всём мире занятия крестьян были очень разнообразными и далеко не ограничивались только пашней и скотоводством. Такими занятиями, кроме выше названных, были: пчеловодство, садоводство, маслоделие, виноградарство, гончарное и ткацкое дело, столярное и плотницкое дело, производство тары из бересты, кузнечное дело.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 422
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Формирование крепостного права в Русском государстве

Таблица: этапы закрепощения крестьян.

Год

Событие

Правитель

Документ

1497

Время ухода от помещика определено двумя неделями (Юрьев день) с уплатой пожилого

Иван III

Судебник

1550

Подтверждено положение о Юрьевом дне, увеличен размер пожилого

Иван IV

Судебник

1581

В определённые годы крестьянам запрещено переходить

Иван IV

Указ о «Заповедных летах»

1597

Введён 5-летний сыск беглых

Фёдор Иванович

Указ об «Урочных летах»

1607

Введён 15-летний сыск беглых

Василий Шуйский

Соборное уложение

1649

Урочные лета отменены, введён бессрочный сыск.

Алексей Михайлович

Соборное уложение

Первым шагом к закрепощению свободных крестьян стал Судебник Ивана III 1497 года. Одним из его положений было назначение срока, когда крестьянина мог уйти от помещика. Это был Юрьев день, праздник святого Георгия Победоносца. Приходился он на 26 ноября по старому стилю (9 декабря). За неделю до и неделю после него землепашец мог уйти от феодала. Посевы к этому времени были уже убраны, а, следовательно, крестьянин рассчитывался по всем государственным налогам и всем видам натуральных и денежных обязанностей в пользу помещика. Крестьянин должен был уплатить пожилое — компенсацию землевладельцу за потерю работника.

Следующим этапом стало введение Иваном Грозным «заповедных лет» — времени, когда крестьянин не мог уйти и в Юрьев день. Введено это правило было в 1581 году.

 В 1597 году появилось понятие «урочных лет», по которому помещик мог разыскивать беглеца до 5 лет. А в 1607 году срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

 А в 1649 году Соборное Уложение Алексея Михайловича Романова окончательно закрепостило крестьян. Сыск беглых стал бессрочным, даже если крестьянин бежал много лет назад, женился на свободной, родил детей. Его находили, и вместе со всеми домочадцами возвращали со всем имуществом барину.

Помимо крестьян-землепашцев в личной собственности помещиков находились многочисленные дворовые люди, прислуга, конюхи, повара. Из дворни набирались крепостные театральные и балетные труппы.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2015
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

В России

Именно русские крестьяне XV—XVII веков стали основой формирования современного русского народа.

Другие названия крестьян в России в XVI—XVII веках

В XVI—XVII вв. нерусское крестьянское население Поволжья, за исключением состоявших на службе у Русского государства служивых татар, называлось «чувашами», а нерусское крестьянское население западных областей Русского государства — «латышами». В русских эпиграфических источниках того времени под соционим «чуваши» подпадали предки современных бесермян, южных удмуртов, казанских татар и собственно чувашей.

Крестьяне в царствование Петра I

Крестьянство в Великом княжестве Литовском

Крестьянская реформа в России

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной этой реформы явился кризис феодально-крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, император пошёл на отмену крепостного права.

Категории крестьян в Российской империи

По данным всеобщей переписи населения 1897 года крестьяне составляли наибольшую часть населения Российской империи.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 1181
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Категории несвободных граждан на Руси

Несвободные люди на Руси появились одновременно с формированием государства. Они могли быть как временно несвободны, так и пожизненно. Разделить их можно условно на три смерды, закупы, холопы.

Смерды

Смерды — изначально свободные землепашцы, со временем закреплённые на земле, которую обрабатывали. Земля могла, как принадлежать самому смерду и наследоваться его сыновьями, так и быть в собственности князя или монастыря. Смерды были обязаны платить налоги князю и отбывать натуральные повинности, выставлять пешее войско или обеспечивать его лошадьми и фуражом. Помимо несвободы и хозяйственной зависимости они были ущемлены в правах. По Русской Правде за убийство людина (свободного общинника) полагалась вира 40 гривен, за убийство смерда – 5 гривен.

Закупы

Закупы — работники, заключившие с феодалом ряд (договор), согласно которому продавали себя на определённый срок или до погашения, взятого по ряду. Чаще всего крестьянин, чтобы избежать голодной смерти, брал у феодала семена, инвентарь, скот, реже — деньги. Селился на земле своего временного хозяина и отдавал часть урожая.  После отработки долга был свободен покинуть место жительства. При попытке бежать от землевладельца, не рассчитавшись – становился обельным холопом.

Холопы

Холопы — наиболее близкая к рабам категория. Обельные холопы были собственностью владельца наравне с утварью и скотом. Дети, рождённые от холопов (приплод), становились собственностью хозяина родителей. В холопы чаще всего попадали во время войн и набегов. На вражеской территории брали полон, перегоняли его на свою землю и «холопили», то есть обращали в рабов.  Граждане попадали «в неволю» по решению суда, за тяжкие преступления. Называлось это — «поток и разграбление». Всю семью виновного могли обратить в рабов. Ещё одна категория — долговое рабство, кредиторы могли продать в холопы несостоятельного должника. Холопом становился и вольный, женившийся на холопке. За убийство своего холопа хозяин ответственности не нес, за чужого – отвечал как за порчу имущества.

Остальные категории крестьян были свободными общинниками и жили на своей земле. В случае войны, эпидемии, неурожая они могли сняться с насиженных мест и уйти в другие земли. Именно это и стало причиной постепенного закрепощения землепашцев.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 2284
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

Пословицы и поговорки, связанные с крестьянами

  • «Пашню пашут — руками не машут».
  • «Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой».
  • «Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».
  • «От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат».
  • «Крестьянин скотинкой жив».
  • «Держись за соху: она кормилица. Клади навоз густо — в амбаре не будет пусто».
  • «Крестьянин без земли, как дерево без корня».
  • «Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит».
Блок: 5/11 | Кол-во символов: 509
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Две теории происхождения крепостничества в России

В XIX веке сформировались две теории происхождения крепостного права — указная и безуказная. Согласно указной теории, автором которой был русский историк Сергей Михайлович Соловьёв, крепостное право стало результатом деятельности государства. По его мнению, последовательная политика Московского царства, а позднее Российской империи, закрепила крестьян исходя из потребности страны. Делалось это для того, чтобы обеспечить материальную базу служилому сословию, несущему тяжёлое бремя государевой службы. Таким образом закреплялись не только крестьяне, но и сами служилые люди.

Другой российский историк, Василий Осипович Ключевский, выдвигал другую, безуказную теорию. По его мнению, законодательные акты не формировали, а всего лишь подтверждали фактически сложившееся положение вещей. На первое место он ставил экономический фактор и частноправовые отношения, позволявший одному классу эксплуатировать другой.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 960
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

Цитаты о крестьянах

Крестьянин, даже если он решил побездельничать, встаёт с петухами, чтобы начать это дело пораньше.

Эдгар Хау, американский редактор газет и журналов, романист

Есть пословица «От трудов праведных не наживешь палат каменных», т. е. другими словами: «честным трудом не разбогатеешь». Эту мысль часто высказывают люди, которые собственно даже не знают, что такое настоящий труд — упорный, настойчивый, разумный, и отвергают успех честного труда, чтобы тем самым оправдать собственный неуспех. За свою долгую жизнь я убедился в другом: праведным честным трудом, при хорошей жизни (аккуратности, бережливости, трезвости) и для себя можно нажить обеспечение, чтобы не только не нуждаться в чужой помощи, но и самому быть опорой родных и ближних; и потомство своё, которому ты дал жизнь, наградить и тем избавить от чужой заботы и тяжкой нужды, в которой часто понапрасну теряется много сил; и на доброе дело что-нибудь уделить.

М. Е. Николаев, крестьянин, автор мемуаров

Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я чувствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них, и совсем уж было противно в разговорах со многими из богатых помещиков нашего края слушать, как эти люди, часто без милосердия притеснявшие мужиков, называли их «серыми», презирали, гнушались ими и, как и заводские деятели когда-то в Бежеце, видели только во всём себя и свою выгоду. Как много на Руси таких типов!.. Они думают, что крестьяне — не люди, а что-то вроде полуживотных… Слепые, под неприглядной корой они проглядели то, что вылилось когда-то в былины и сказки и тихую, жалобно-горестную песнь о несбыточном счастье…

Меня всегда коробит шутливая снисходительность по отношению к коренным недостаткам нашего русского характера, которые обыкновенно, в виде утешения, объясняют «славянской натурой». Что это такое за «славянская натура»? Говорят, что особенностями этого нашего характера являются доброта, мягкость, доверчивость, добродушие, мечтательность и снисходительность. Без сомнения, такие черты были бы очень симпатичными, если бы они проявлялись в здравых границах благоразумия; в противном же случае, они легко становятся недостатком, наносящим не только ущерб близким, но и вред обществу. В преувеличенной мере эти самые свойства легко вырождаются, и доброта превращается в слабость, мягкость — в бесхарактерность, доверчивость — в безалаберность, добродушие — в шаткость, мечтательность — в лень и, наконец, снисходительность — в беспринципность. Из всех наших сословий, я думаю, лишь крестьянство и духовенство ещё сохраняют в чистом, неискаженном виде эти стороны характера.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 2649
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Раб и крепостной

Отличие между крепостным крестьянином и рабом британских американских колоний и США в 1619–1865 годах.

Раб британских колоний

Крепостной крестьянин

Субъект права

Был неправомочен: в суде за проступки раба нёс ответственность его владелец. В отношении самого невольника всю степень его ответственности определял сам рабовладелец, он мог назначить любое наказание, вплоть до казни.

В отличие от раба, сам представлял себя в суде, мог выступать свидетелем, в том числе и против помещика. За убийство крепостных помещиков судили. С 1834 по 1845 годы было привлечено к суду 2 838 дворян, 630 из них было осуждено. Самым громким процессом был суд над помещицей Дарьей Николаевной Салтыковой. За убийство нескольких десятков крепостных она была лишена дворянства и приговорена к смерти, которую заменили пожизненным заключением.

Собственность

Раб не мог владеть собственностью. Его жилище, одежда, питание и орудия труда принадлежали плантатору.

Крепостной жил в собственном жилище, работал своими орудиями, сам обеспечивал себя. Мог заниматься отхожим промыслом. В месяцы, не занятые работой на земле, крестьяне отправлялись на стройки, в шахты, на фабрики, занимались извозом и мелким производством. В XIX веке ежегодно на отхожие промыслы уходило более 5 миллионов человек

Семья

Раб не мог иметь семью.

Крепостной венчался с женой и его брак был освящён церковью

Возможность освобождения

Возможность освободиться была только в некоторых штатах. Получившего свободу раба могли опять продать на аукционе в штатах, где рабство было закреплено законодательно.

Крепостной мог выкупиться у помещика. Так, родоначальник династии меценатов Морозовых, Савва Васильевич, начав с работы ткачом-кустарем, выкупился у помещика с пятью сыновьями за немыслимые по тем временам деньги — 17 тысяч рублей. Гучковы, Рябушинские и многие другие богатые династии были выходцами из крепостных.

Зачастую законные права крепостных не соблюдались, указы государей носили рекомендательный характер. Поэтому жестокое обращение и произвол помещиков были не исключением, а правилом в Российской Империи. Самыми бесправными были не крестьяне (за них вступалась община и государственные чиновники), а дворня — слуги, живущие при поместьях или городских домах помещиков. В разное время количество крепостных крестьян в России составляло от 27 до 53%.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 2315
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

Галерея

  • Крестьяне за столом

  • Сельскохозяйственные рабочие

  • Крестьянские дома

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 171
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Отмена крепостного права

Крепостное право в Российской империи отменялось поэтапно: с 1816 по1819 год — отменено в Курляндской, Лифляндской, Эстляндской губерниях. В 1861 году царь Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». В Бессарабии крепостничество просуществовало до 1868 года, в Абхазии, Армении, Азербайджане — до 1870 года, в Грузии — до 1971 года.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 437
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

Таблицы: Форма закрепощения крестьян

Исторический период

Форма закрепощения

Описание

Раннефеодальное государство (IX-XI вв.)

 

Смерды – зависимые от князя пахари.

Феодальная раздробленность (XII-XIII вв.)

 

Серебряники (те, то брал в долг деньги – «серебро» — с обязательством их отработать своим трудом), половники или исполовники (те, кто работал на земле, как правило, «исполу» — за половину урожая).

Формирование централизованного государства

Пожилое XV век

Компенсация за опустевший двор и трудовые потери помещику при уходе крестьянина. Судебник 1550 г. – в два раза увеличивалось «пожилое».

 

Юрьев день

Исторически сложившийся срок перехода. Крестьяне-старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», тогда как новоприходцы платили «часть двора». В Судебнике 1497г. Правило Юрьева дня стало обязательным для всего крестьянства.

 

Заповедные лета

1581-1592гг. – Бегство крестьян из родных мест из-за опричнины → временное запрещение перехода (отмена Юрьева дня).

 

Урочные лета

1597г. – Розыск беглых крестьян и возвращение их феодалам. Пятилетний срок сыска беглых крестьян (попытка удержать крестьянство на месте).

1614г. – как и при введении Юрьева дня, первым льготные права получил в Троице-Сергиев монастырь, которому в качестве награды за оборону в годы интервенции было разрешено сыскивать своих крестьян в течение 9 лет.

1637г. – в ответ на коллективное челобитье дворян об отмене «урочных лет» правительство распространило действие частного указа на всех феодалов и продлило сыск беглых крестьян с 5 до 9 лет.

1641г. – после нового коллективного челобитья дворян срок сыска беглых крестьян был увеличен до 10 лет.

Соборное Уложение 1649г. – провозглашение «сыскивать беглых крестьян бессрочно», утверждалась вечная и бессрочная потомственная крестьянская крепость.

 

Барщина

Работы, выполнявшиеся крестьянами на их господ. Создание основанного на крестьянском труде барщинного хозяйства было для землевладельца необходимостью, если он хотел повысить качество продукции увеличить доходы своего хозяйства.

 

Рента

Отработочная

Продуктовая

денежная

Работа на владельческой пашне и сенокосе, в огородах и садах, по возведению и ремонту усадебных строений, мельниц, плотин и т.д.

Включающая в себя как продукты земледелия и скотоводства, так и изделия домашней промышленности, как никакая другая, способствовала консервации натурального характера экономики.

Денежный оброк в XVII веке за редким исключением еще не играл самостоятельной роли и чаще всего сочетался с барщинными повинностями и натуральными платежами.

Литература:

  1. Литвинов М. А. История крепостного права в России.
Блок: 8/8 | Кол-во символов: 2612
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 34955
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD: использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 5840 (17%)
  2. https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 12706 (36%)
  3. https://www.passion-don.org/country.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 16409 (47%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

1 Комментарий

Добавить комментарий