Культура России в XVIII веке: излагаем во всех подробностях

Автор: Ирина Нестерова ✔ 23.10.2019

Нестерова И.А. Культура России XVIII века // Энциклопедия Нестеровых

XVIII век – эпоха перемен и бурного развития культуры России это напрямую связано с приходом на престол величайших правителей Петра I и Екатерины II. Даже период дворцовых переворотов позволил динамично развиваться российской культуре.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 385
Источник: http://odiplom.ru/lab/kultura_rossii_xviii_vek.html

Особенности культура России XVIII века

XVIII век в истории нашего государства ознаменован многими значимыми историческими событиями: получение доступа к Чёрному морю, «окно в Европу», укрепление авторитета страны на международной арене.

Значительные изменения претерпела духовная сфера. Отличительная особенность культуры данного периода — её светский характер. Теперь церковь уже не определяет её характер и направления, как то было веком ранее. Таким образом, всё большее значение приобретает научное знание, а не религиозное учение.

Укрепление взаимоотношений Российского государства со странами Европы способствовало распространению в стране вольнодумной мысли. Главные её темы — обличение пороков самодержавия и критика крепостнического строя. Первым русским революционером принято считать А. Н. Радищева.

Исторически принято подразделять культуру XVIII века на два периода:

конец XVIII — первая четверть век XVIII а (становление новой культуры, в которой разум господствует над верой, а наука над религией, которая обличает недостатки самодержавия и крепостничества),

вторая четверть — конец XVIII века (складывание культуры сословной: дворянство всё более пытается походить на лордов и баронов Европы, устраивая пышные балы с музыкой и танцами, буквально, задыхаясь в роскоши; крестьяне же до сих пор живут в своём, глубоко религиозном, мире, работая с утра до ночи).

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1380
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

Особенности развития культуры

Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния направлений, популярных в это время в Европе.

Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.

Периоды художественного творчества:

  1. эпоха барокко – 1840-50-е гг.;
  2. эпоха классицизма – вторая половина XVIII века.
Блок: 2/9 | Кол-во символов: 574
Источник: https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm

Светская школа

Большая роль в создании светской школы, возникшей как замена духовной, принадлежит Петру I. В начале века в начала свою работу московская Школа математических и навигацких наук, основана Морская академия в Петербурге. Позднее были открыты Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и многие другие школы. Учились в них дети дворян.

Помимо этого, было открыто ещё множество учебных заведений: Шляхетский дворянский корпус, Академия художеств, Московский университет, Смольный институт благородных девиц. Однако, в практически всех из них учились только представителей дворянского сословия.

В 1708 году было сделано важное открытие: переход к новому, более простому, гражданскому шрифту и арабским цифрам, сто значительно упростило образовательный процесс.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 767
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

Общественная мысль и литература

Центральной темой общественной мысли данного периода является крестьянский вопрос. С его критикой выступал упомянутый выше А. Н. Радищев. Широко известна также по этому вопросу полемика императрицы Екатерины Великой с Новиковым Н. И.

Среди наиболее известных литераторов данного периода: Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов. Отдельно следует выделить знаменитого М. В. Ломоносова, прославившегося не только в литературе, но и во многих областях науки.

Классицизм со своим культом разума и сентиментализм с культом чувственности господствовали в литературных течениях XVIII века.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 636
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

Театр

Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:

  • создаются при учебных заведениях;
  • учреждается первый профессиональный постоянно действующий театр под руководством Ф.Г. Волкова в Санкт-Петербурге;
  • появляются крепостные театры – графов Шереметевых, князей Юсуповых (Популярные актрисы – П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова).
Блок: 4/9 | Кол-во символов: 362
Источник: https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm

Архитектура России в XVIII веке

Архитектура XVIII века известна расцветом барокко, рококо и классицизмом. В восемнадцатом веке создаются целые новые города. Это период расцвета не только градостроительства, но и строительства светских архитектурных сооружений: дворцов, резиденций и усадеб.

Все преобразования в сфере архитектуры в начале XVIII века тесно связаны с Петром I. В то время в России появляются театры, жилые здания украшаются изыскано с использованием различных прием и строительных техник.

Перед архитектурой XVIII века стояла сложна задача – показать всю мощь российского государства, а во второй половине восемнадцатого столетия требовалось подчеркнуть размах и потенциал Российской Империи. Барокко, рококо и классицизм отлично справились с поставленными задачами. Однако к концу XVIII века барокко теряет свои позиции и наступает время классицизма.

Шедеврами архитектуры являются Смольный, Зимний дворец. Отдельно следует обратиться к строительству Зимнего дворца. Это был главный императорский дворец России. Зимний, который украшает Петербург не является первым. Это пятый Зимний дворец. Он был построен в 1754–1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. В Зимнем дворце размещалась большая коллекция голландской живописи, переданной Екатерине II в счет оплаты долга Йоханна Эрнста Гоцковского князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Императрица организовала музей Эрмитаж на территории дворца.

В 1790-х годах Екатерина II сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои. Тогда же и была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом – «Аполлонов зал», – при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты.

Картина «Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула» работы Василия Садовникова. Акварель.

В конце 18 столетия началось строительство в стиле классицизма. Это и Большой дворец в Петербурге за авторством В. Растрелли, и Андреевская церковь в Киеве.

Фасад Большого дворца в Петербурге

XVIII век – век торжества раннего классицизма. Шедеврами мировой архитектуры являются: Петербургская академия художеств, дом Пашкова, Голицынская больница, Московский сенат в Кремле, а также Таврический дворец в Петербурге.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2323
Источник: http://odiplom.ru/lab/kultura_rossii_xviii_vek.html

Наука и техника

Большое значение в развитии науки имело открытие в 1725 году Академии наук.

В это время были открыты на Урале залежи руды и месторождения нефти. Большая работа была сделана в исследовании восточных и северных районов страны (С. Челюскин, братья Лаптевы) . В следствии этого был издан первый российский атлас. Его автором стал И. К. Кириллов.

Начинает развиваться и историческая мысль. Знаменитые историки того времени: В. Н. Татищев, М. Ю. Ломоносов, И. Н. Болтин, М. М. Щербатов. Сюда же можно отнести и уже упоминавшегося выше Н. М. Карамзина, который трудился ещё и на литературном поприще.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 610
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

Музыка

Была создана придворная опера – распространяется в небольших городах и крепостных театрах.

К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 259
Источник: https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm

Живопись в России в XVIII веке

Бурное развитие культуры не могло быть без развития русской живописи. В восемнадцатом столетии иконопись и религиозные сюжет значительно теряют свою популярность. На первое место выходит светская живопись: сюжеты античности, портретная живопись и момент жизни простых людей. Портрет становится главным жанром живописи. В петровскую эпоху одухотворенные лица святых сменяются реалистичными портретами. В XVIII веке портрет является отражением процесса обретения русским человеком «лица». В Петровскую эпоху происходит привыкание к облику индивида, встроенного в социальную иерархию.

Первопроходцами в портретизме в России стали Луи Каравак, Иван Никитин. Знамениты портреты Георга Гроота. В отличии от большинства живописцев 18 столетия, многие из которых были крепостными и исполняли все пожелания хозяев, портреты Гроота отличались явным сходством и реалистичностью.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II), И.К. Грот

Сам художник обладал невзрачной внешностью: маленького роста, лыс, горбат. Однако его портреты пользовались большой популярностью.

Портреты в XVIII веке выставлялись на различных выставках наравне с античными сюжетами и натюрмортами. В числе выдающихся портретистов 18 столетия нельзя не назвать Рокотова. Его принято считать первым в России мастером эмоционального портрета. Его манера создавать портреты навеяна творчеством итальянца Ротари. Однако Рокотов в отличии от итальянца смог увидеть в женских образах пример разнообразных, тонких, ускользающих интонаций. Большое внимание художник уделял эмоциям на лицах. Глаза у его портретов смотрели живо со всей гаммой человеческих эмоций.

Федор Рокотов. Портрет А. П. Струйской. 1772 год

В конце XVIII века начинает развиваться пейзаж. Его основоположником в России принято считать Семёна Щедрина. Щедрин был одним из семи выпускников Академии художеств 1767 года, получивших медали и заграничные командировки. Всех их отправили в Париж. В Париже они представились послу князю Голицыну и знаменитому энциклопедисту, теоретику и критику искусства Дидро. В Париже художник копировал чужие картины, рисовал с натуры и изучал особенности пейзажной европейской живописи. По возвращении он возглавил класс ландшафтной живописи в Академии художеств.

Родоначальник пейзажной живописи в России Семен Щедрин

Щедрин создавал удивительные яркие пейзажи в лучших традициях западно-европейской живописи. С 1780-х гг. Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 г. дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в Академии художеств.

В это же время при дворе начал творить Дмитрий Левицкий. Он родился в семье священника. Получил образование в Академии художеств. Его творчества вывело русскую живопись на европейский уровень.

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия. 1783 год

Портрет Екатерины II являлся эталоном портретной живописи. На портрете изображение монарха, полностью отвечая канонам жанра, является посланием общества государю.

В завершении следует сказать что XVIII век – век расцвета русской культуры. Правление Петра I и Екатерины II сделало Российскую Империю не только мощным самодержавным государством, но центром развития науки и искусства.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 3253
Источник: http://odiplom.ru/lab/kultura_rossii_xviii_vek.html

Архитектура

Для зданий, сконструированных в XVIII веке характерны пышность, вычурность, блеск и великолепие. В этом и состоит суть барокко, преобладающего архитектурного стиля того времени. Строятся Каменный и Кузнецкий мосты, Суконный, а также Монетный дворы. По проекту В. В. Растрелли, знаменитого архитектора того времени, были возведены: Андреевская церковь, Зимний дворец, Смольный монастырь, Мариинский дворец.

Вторая половина века — господство классицизма в архитектуре с его симметричностью и строгим соблюдением форм. Примеры классических архитектурных памятников: Мраморный дворец, Академия художеств, Троицкий собор и др.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 631
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

Живопись и скульптура

XVIII век — время, когда такой вид искусства, как скульптура, приобретает своё значение. Скульптуры украшали гостиные дворян, сады, парки. Знамениты следующие работы того времени: бюст А. В. Суворова, выполненный М. И. Козловским, памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, Медный всадник Э. М. Фальконе.

Ведущим жанром живописи того времени стал портрет, который показывал не только внешность человека, но и его душевные страдания. На этом поприще трудились такие художники, как А. П. Антропьев, Д. Г. Левицкий, И. П. Аргунов.

Таким образом, практически все направления культурной жизни России XVIII века активно развиваются, пытаясь догнать в этом отношении Европу. Однако, практически все изменения и нововведения данного периода касались только одного сословия, дворянства, которое, к тому же, само пытается обособится от остального мира, создавая балы, приёмы, ассамблеи, куда приглашались только представители привилегированного сословия.

Однако важной особенностью данного периода является осознание тяжёлого, порой даже нищенствующего положения крестьянства. Эта тенденция найдёт ещё более яркое отражение в общественной мысли следующего века.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 1176
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html

Скульптура

Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.

  • Ф.И. Шубин: работы отличаются реалистичностью и психологизмом – скульптурные портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»;
  • Э.М. Фальконе: конная статуя Петра I – одно из первых монументов, созданных в память о выдающихся государственных деятелях.
Блок: 8/9 | Кол-во символов: 344
Источник: https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm

Достижения периода

XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.

Использованная литература:

  1. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  2. История России XVIII–XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
  3. Справочник школьника, 5-11 классы / Под. общ. ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 768 с.
Блок: 9/9 | Кол-во символов: 900
Источник: https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 13600
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11310-kultura-rossii-v-xviii-veke.html: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 5200 (38%)
  2. https://histerl.ru/lectures/18_vek/russkaia_kultura_18_veka.htm: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 2439 (18%)
  3. http://odiplom.ru/lab/kultura_rossii_xviii_vek.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 5961 (44%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий