Крестьяне в XV веке: объясняем основательно

Крепостное право – подтверждённое законодательно положение, при котором крестьянин не мог уйти с земли, за которой закреплён, без разрешения власти. Беглого крестьянина ловили, наказывали и насильственно возвращали назад. Крепостного по решению помещика могли продать, сослать на каторгу, отдать в солдаты.  

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 308
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

Содержание

Этимология

Слово «крестьянин» происходит от ст.‑слав. хрестиѩнинъ, хрьстиѩнинъ, крьстиѩнинъ, крьстианинъ, крьстьѩнинъ, крьстиѩнъ, крьстиѩнъ, крестианъ, крестьꙗнъ, др.-рус. крьстьꙗнинъ — «человек; христианин».

Наиболее распространённая версия происхождения слова «крестьянин» — это слово «христианин» в старорусском произношении (ср. ст.‑слав. крьстининъ, болг. кръстянин, чеш. krestan, польск. chrzescijanin и пр.). Все эти слова родственны латинскому (лат. christianus). Также некоторые филологи напрямую выводят русское слово из древнегреческого (др.-греч. χριστιανός), которое сблизилось со словом «крест» (ст.‑слав. хрестъ, хрьстъ, крьстъ, крестъ, крҍстъ — «крест»).

По другой версии, слово «крестьянин» никак не связано с религией, а происходит от древнерусского выражения «кресать/кресить огонь», то есть «высекать, рубить огнивом из кремня». Землепашцы сжигали лес и производили посев прямо в золу.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 908
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Çàðîæäåíèå êðåïîñòíîãî ïðàâà íà çàðå ôåîäàëüíîé ýïîõè êàê àëüòåðíàòèâû ðàáîâëàäåëü÷åñêîìó ñòðîþ. Îïèñàíèå ýòàïîâ çàêðåïîùåíèÿ êðåñòüÿí ïî Ñóäåáíèêàì 1497, 1550 ãîäîâ è Ñîáîðíîìó Óëîæåíèþ 1649 ãîäà. Ðàçðÿäû êðåñòüÿí ïî çàêîíîäàòåëüíûì àêòàì XIV-XV ñò

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðåñïóáëèêè Òàòàðñòàí

Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

Àëüìåòüåâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé íåôòÿíîé èíñòèòóò

ÐÅÔÅÐÀÒ

íà òåìó: «Îñíîâíûå ýòàïû çàêðåïîùåíèÿ êðåñòüÿí â XV-XVII âåêàõ»

ïî äèñöèïëèíå «Èñòîðèÿ»

Âûïîëíèë:

Ñòóäåíò 65-17 ò ãð.

Íèçàìîâ È. È.

Ïðèíÿë:

Äàíèëîâà È.Þ.

ê.ï.í., äîöåíò

Àëüìåòüåâñê 2015

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Êðåïîñòíîå ïðàâî çàðîäèëîñü íà çàðå ôåîäàëüíîé ýïîõè êàê àëüòåðíàòèâà, ïðè÷åì áîëåå ïðîãðåññèâíàÿ, ðàáîâëàäåëü÷åñêîìó ñòðîþ.

 òî âðåìÿ ñàìîé áîëüøîé öåííîñòüþ ó íàðîäîâ áûëà çåìëÿ. È ïîíûíå ôîëüêëîð äîíîñèò äî íàñ îòãîëîñêè êóëüòà ïîêëîíåíèÿ çåìëå. Êîðíè òàêîãî âûðàæåíèÿ, êàê «ìàòü ñûðà-çåìëÿ» è ìíîãèõ åìó ïîäîáíûõ, êðîÿòñÿ â íà÷àëå ôåîäàëüíîé ýïîõè. Âñå âîéíû è íàáåãè òàê èëè èíà÷å áûëè ñâÿçàíû ñ çàõâàòîì èëè ïåðåäåëîì çåìëè, êîòîðàÿ óæå òîãäà ðàññìàòðèâàëàñü êàê ñîáñòâåííîñòü.

Öåííîñòüþ çåìëÿ ñòàíîâèòñÿ ëèøü â ñîåäèíåíèè ñ ðàáîòíèêîì íà çåìëå.

Ïîÿâëåíèå êðåïîñòíîãî ïðàâà ÿâèëîñü ëèøü íåîáõîäèìîñòüþ ñîåäèíåíèÿ è çàêðåïëåíèÿ ðàáîòíèêà çà çåìëåé. Ãîðîäà Ðóñè áûëè ïðÿìîé ïðîòèâîïîëîæíîñòüþ, êàê ïî âíåøíåìó âèäó, òàê è ïî âíóòðåííåìó óñòðîéñòâó ãîðîäàì Çàïàäíîé Åâðîïû: íà Ðóñè ãîðîäà ÿâëÿëè ñîáîé ñðåäîòî÷èå ñâåòñêîé è äóõîâíîé âëàñòè. Ýòî ïðîÿâëÿëîñü, â ÷àñòíîñòè, â ñòðóêòóðå: ïðè öåíòðàëèçîâàííîé ïëàíèðîâêå ãîðîäñêèå óëèöû áûëè øèðîêèìè è ïðÿìûìè, ÷òî ïîðàæàëî ïóòåøåñòâåííèêîâ èç Åâðîïû.

Øëî âðåìÿ, ðàçâèâàëèñü ñðåäñòâà ïðîèçâîäñòâà, óâåëè÷èâàëîñü íàñåëåíèå. Îäíîâðåìåííî ðàñòåò äðóæèíà êíÿçÿ, à êîëè÷åñòâî ëþäåé, åå êîðìÿùèõ, íå óâåëè÷èâàåòñÿ. Ñîãëàñíî Ë.Í.Ãóìèëåâà, ëþáîé íàáåã íà ìèðíîå ïîñåëåíèå, çàâåðøàëñÿ ðàçãðàáëåíèåì.

Íàçðåâàëà íåîáõîäèìîñòü çàêëþ÷åíèÿ îáùåñòâåííîãî äîãîâîðà â ðàìêàõ ôîðìèðîâàâøåãîñÿ ôåîäàëüíîãî ãîñóäàðñòâà. Òåì áîëåå, ÷òî èíòåðåñû ñòîðîí óæå áûëè ñôîðìóëèðîâàíû ïðåäåëüíî ÷åòêî: âîèíû õîòÿò âîåâàòü, çåìëåïàøöû æå õîòÿò ñïîêîéíîé æèçíè è ãîòîâû íå òîëüêî êîðìèòü âîèíîâ, íî è ïîêóïàòü ñïîêîéíóþ æèçíü ó òåõ, êòî ãîòîâ èì åå îáåñïå÷èòü — âñå ðàâíî íà êàêîé ñòóïåíè îáùåñòâà.

Ðóñü ðàçâèâàëàñü. Ïî Ãóìèëåâó, â òî âðåìÿ íà ýòîé òåððèòîðèè ïðîèñõîäèë ïàññèîíàðíûé òîë÷îê è áóðíîå ðàçâèòèå ÿâèëîñü ïðÿìûì åãî ñëåäñòâèåì. Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî îáùåå íåïðèÿòèå ñòåïíûõ òðàäèöèé è ïîñëóæèëî çàðîæäåíèþ îáùåñòâåííîãî äîãîâîðà, íàçâàííîãî âïîñëåäñòâèè êðåïîñòíûì ïðàâîì.

Ïðèêðåïëåíèå êðåñòüÿí ê çåìëå íà÷àëîñü óæå â XIV âåêå.  ìåæäóêíÿæåñêèõ äîãîâîðàõ çàïèñûâàëîñü îáÿçàòåëüñòâî íå ïåðåìàíèâàòü äðóã ó äðóãà ÷åðíîòÿãëûõ êðåñòüÿí. Ñ ñåðåäèíû XV âåêà èçäàåòñÿ ðÿä ãðàìîò âåëèêîãî êíÿçÿ, â êîòîðûõ óñòàíàâëèâàëñÿ åäèíûé äëÿ âñåõ ôåîäàëîâ ñðîê îòïóñêà è ïðèåìà êðåñòüÿí.  òåõ æå ãðàìîòàõ óêàçûâàëîñü îáÿçàòåëüñòâî óïëà÷èâàòü çà óõîäÿùåãî êðåñòüÿíèíà îïðåäåëåííóþ äåíåæíóþ ñóììó. Ðàçìåð «ïîæèëîãî» (ïëàòà çà ïðîæèâàíèå êðåñòüÿíèíà íà çåìëå ãîñïîäèíà) çàâèñåë îò òîãî, íàõîäèëñÿ ëè äâîð â ñòåïíîé èëè ëåñíîé ïîëîñå, è îò ñðîêà ïðîæèâàíèÿ. êðåñòüÿíèí êðåïîñòíîé ôåîäàëüíûé ñóäåáíèê

Ðàçâèòèå êðåïîñòíîãî ïðàâà ïðîèñõîäèëî â òðè ýòàïà, ðàìêè êîòîðûõ ìîæíî îãðàíè÷èòü ñëåäóþùèìè äîêóìåíòàìè:

1. Ñóäåáíèê 1497 ãîäà, óñòàíîâèâøèé â ñò.57 «ïðàâèëî Þðüåâà äíÿ»;

2. Ñóäåáíèê 1550 ãîäà, âî âðåìÿ äåéñòâèÿ êîòîðîãî ââåäåíû «çàïîâåäíûå ëåòà»;

3. Ñîáîðíîå Óëîæåíèå 1649 ãîäà, îòìåíÿâøåå «óðî÷íûå ëåòà» è óñòàíàâëèâàþùåå «áåññðî÷íîñòü ñûñêà».

Ïðèêðåïëåíèå ðàçâèâàëîñü äâóìÿ ïóòÿìè — âíåýêîíîìè÷åñêèì è ýêîíîìè÷åñêèì (êàáàëüíûì).  XV âåêå ñóùåñòâîâàëî äâå îñíîâíûå êàòåãîðèè êðåñòüÿí — ñòàðîæèëüöû è íîâîïðèõîäöû. Ïåðâûå âåëè ñâîå õîçÿéñòâî è â ïîëíîì îáúåìå íåñëè ñâîè ïîâèííîñòè, ñîñòàâëÿÿ îñíîâó ôåîäàëüíîãî õîçÿéñòâà. Ôåîäàë ñòðåìèëñÿ çàêðåïèòü èõ çà ñîáîé, ïðåäîòâðàòèòü ïåðåõîä ê äðóãîìó õîçÿèíó. Âòîðûå, êàê âíîâü ïðèáûâøè, íå ìîãëè ïîëíîñòüþ íåñòè áðåìÿ ïîâèííîñòåé è ïîëüçîâàëèñü îïðåäåëåííûìè ëüãîòàìè, ïîëó÷àëè çàéìû è êðåäèòû. Èõ çàâèñèìîñòü îò õîçÿèíà áûëà äîëãîâîé, êàáàëüíîé. Ïî ôîðìå çàâèñèìîñòè êðåñòüÿíèí ìîã áûòü ïîëîâèííèêîì (ðàáîòàòü çà ïîëîâèíó óðîæàÿ) èëè ñåðåáðÿíèêîì (ðàáîòàòü çà ïðîöåíòû).

Ïî çàêîíîäàòåëüíûì àêòàì XIV-XV ñòîëåòèé âñå ðàçðÿäû êðåñòüÿí çåìëåâëàäåëüöåâ — ÷åðíûå, äâîðöîâûå, áîÿðñêèå, âîò÷èííûå. Ïîìåñòíûå ïî îòíîøåíèþ ê çåìëåâëàäåëüöàì äåëèëèñü íà òðè íåðàâíûå êàòåãîðèè:

1. êðåñòüÿíå òÿãëûå, ãîñóäàðñòâåííûå, îáëîæåííûå îïðåäåëåííûìè ãîñóäàðñòâåííûìè ïîäàòÿìè è ïîâèííîñòÿìè, íå èìåâøèå ïðàâà ïåðåõîäà. Îíè ñîñòàâëÿëè ïðåîáëàäàþùóþ ìàññó ãîñóäàðñòâåííîãî íàðîäîíàñåëåíèÿ;

2. êðåñòüÿíå ÷àñòíîâëàäåëü÷åñêèå, æèâøèå íà çåìëå ñâîèõ ãîñïîä è ïëàòèâøèå èì îáîðîê;

3. âîëüíûå êðåñòüÿíå-êîëîíèñòû íà ÷óæèõ çåìëÿõ, ãîñóäàðñòâåííûõ è ÷àñòíûõ, îñâîáîæäåííûå îò ïîäàòåé è ïîâèííîñòåé íà îïðåäåëåííûé ëüãîòíûé ñðîê, ïî èñòå÷åíèè êîòîðîãî çà÷èñëÿâøèåñÿ â ðàçðÿä êðåñòüÿí ÷åðíûõ èëè ÷àñòíîâëàäåëü÷åñêèõ.

Ïîìåùèêè è âîò÷èííèêè áûëè ñóäüÿìè ñâîèõ êðåñòüÿí ïî âñåì äåëàì çà èñêëþ÷åíèåì äåë óãîëîâíûõ.

1. ÍÀ×ÀËÎ ÇÀÊÐÅÏÎÙÅÍÈß — ÑÓÄÅÁÍÈÊ 1497 ÃÎÄÀ

Ñóäåáíèêîì 1497 ãîäà ïðè öàðå Èâàíå III âïåðâûå â îáùåãîñóäàðñòâåííîì ìàñøòàáå áûëî îãðàíè÷åíî ïðàâî êðåñòüÿíñêîãî âûõîäà: èõ ïåðåõîä îò îäíîãî âëàäåëüöà ê äðóãîìó òåïåðü ðàçðåøàëè òîëüêî ðàç â ãîäó, â òå÷åíèå íåäåëè äî è íåäåëè ïîñëå Þðüåâà äíÿ îñåííåãî (25 íîÿáðÿ) ïîñëå îêîí÷àíèÿ ïîëåâûõ ðàáîò. Êðîìå òîãî, âûõîäöåâ îáÿçûâàëè ïëîòèòü âëàäåëüöó ïîæèëîå — äåíüãè çà óòðàòó ðàáî÷èõ ðóê, çà «äâîð» — õîçÿéñòâåííûå ïîñòðîéêè. Òàê áûëî ïîëîæåíî íà÷àëî ñîçäàíèþ îáùåãîñóäàðñòâåííîé ñèñòåìû êðåïîñòíîãî ïðàâà. Ñóäåáíèê 1497 ãîäà, îäíàêî, íå ïîëó÷èë øèðîêîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ. Äî íàñ äîøåë âñåãî îäèí ñïèñîê Ñóäåáíèêà, è ýòîò ôàêò — íå òîëüêî ðåçóëüòàò ïîæàðîâ, áåçæàëîñòíî óíè÷òîæàâøèõ ãîñóäàðñòâåííûå è ëè÷íûå àðõèâû. Ïîòðåáíîñòü â îáùåãîñóäàðñòâåííîì ñâîäå çàêîíîâ áûëà åùå íå ñòîëü âåëèêà êàê ïîëâåêà ñïóñòÿ, êîãäà ïîÿâèëñÿ íîâûé, òàê íàçûâàåìûé öàðñêèé ñóäåáíèê 1550 ãîäà.

Ñóäåáíèê, îãðàíè÷èâàÿ âëàñòü êîðìëåíöèêîâ, óñòàíàâëèâàë êàê äîëæåí ïðîèñõîäèòü ñóä, è ïðèòîì ó ó÷àñòèåì âûáîðíûõ ïðåäñòàâèòåëåé îò âåðõîâ ìåñòíîãî íàñåëåíèÿ. Ñóäüå çàïðåùàëîñü áðàòü âçÿòêè, èñïîëüçîâàòü ñóä ñ öåëü. Ìåñòè è ò.ï. Ýòî áûëî ïîëîæèòåëüíîé ñòîðîíîé öåíòðàëèçàöèè. Íî «ñóäåáíèê» ïðèçâàí áûë â ïåðâóþ î÷åðåäü, îáåñïå÷èòü êëàññîâûå èíòåðåñû ôåîäàëîâ. Ñìåðòíàÿ êàçíü ââîäèëàñü äëÿ ìíîãèõ «ëèõèõ äåë», ñâÿçàííûõ ñ ïîñÿãàòåëüñòâîì íà ôåîäàëüíóþ ñîáñòâåííîñòü è ïîðÿäîê. Çà ïåðåïàøêó ìåæè áèëè êíóòîì è áðàëè äåíåæíûé øòðàô. Îí ñîäåéñòâîâàë äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ ôåîäàëüíûõ îòíîøåíèé.

Âíåýêîíîìè÷åñêàÿ çàâèñèìîñòü â ÷èñòîì âèäå ïðîÿâèëàñü â èíñòèòóòå õîëîïñòâà. Îíî çíà÷èòåëüíî èçìåíèëîñü ñî âðåìåí Ðóññêîé Ïðàâäû: áûëè îãðàíè÷åíû èñòî÷íèêè õîëîïñòâà (îòìåíåíî õîëîïñòâî ïî ãîðîäñêîìó êëþ÷íè÷åñòâó, çàïðåùåíî õîëîïèòü «äåòåé áîÿðñêèõ»). Ó÷àñòèëèñü ñëó÷àè îòïóñêà õîëîïîâ íà âîëþ. Çàêîí îòãðàíè÷èâàë ïîñòóïëåíèå â õîëîïñòâî (ñàìîïðîäàæà, êëþ÷íè÷åñòâî) îò ïîñòóïëåíèÿ â êàáàëó.

Ðàçâèòèå êàáàëüíîãî õîëîïñòâà (â îòëè÷èå îò ïîëíîãî õîëîïà êàáàëüíûé íå ìîã ïåðåäàâàòüñÿ ïî çàâåùàíèþ, åãî äåòè íå ñòàíîâèëèñü õîëîïàìè) ïðèâåëî ê óðàâíèâàíèþ ñòàòóñà õîëîïîâ ñ êðåïîñòíûìè.

Âûäåëÿëàñü îñîáàÿ êàòåãîðèÿ áîëüøèõ, ëè äîêëàäíûõ, õîëîïîâ, ò.å. êíÿæåñêèõ èëè áîÿðñêèõ ñëóã, âåäàâøèõ îòäåëüíûìè îòðàñëÿìè õîçÿéñòâà — êëþ÷íèêîâ, òèóíîâ, îãíèùàí, êîíþøèõ, ñòàðîñò, ïàøåííûõ.  èìåíèÿõ âîèõ ãîñïîä îíè âûïîëíÿëè ðåãóëÿðíûå ôóíêöèè: àäìèíèñòðàòèâíûå, ôèíàíñîâûå, ñóäåáíûå è ïîëèöåéñêèå (ïðèñòàâû, äîâîä÷èêè è ò.ï.). Ýòè ôóíêöèè ÷àñòî ïðèîáðåòàëè íàñëåäñòâåííûõ õàðàêòåð. Îôîðìëåíèå èõ õîëîïüåãî ñòàòóñà íîñèëî âïîëíå ôîðìàëüíûé õàðàêòåð, òðåáîâàëîñü ñîñòàâëåíèå ãðàìîòû, ó÷àñòèå ñâèäåòåëåé è ò.ä. Âñÿ ïðîöåäóðà íàçûâàëàñü «äîêëàäîì». Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü «áîëüøèõ « õîëîïîâ ïåðåõîäèëà â ðàçðÿä ñâîáîäíûõ ëþäåé, à â êîíöå XVI âåêà â ïåðèîä îïðè÷íèíû íåêîòîðûå èç íèõ ñàäèëèñü íà ïðåæíèå çåìëè áîÿð, ïîëó÷èâ íàèìåíîâàíèå «íîâûõ õóäîðîäíûõ ãîñïîä». Þðèäè÷åñêîå îôîðìëåíèå äîêëàäíîãî õîëîïñòâà ñîêðàòèëîñü â íà÷àëå XVII âåêà.

2. ÂÒÎÐÎÉ ÝÒÀÏ — ÑÓÄÅÁÍÈÊ 1550 ÃÎÄÀ

Íàðîäíûå âûñòóïëåíèÿ è áîÿðñêèé ïðîèçâîë â ïåðèîä ìàëîëåòñòâà Èâàíà IV, à òàêæå îáùàÿ òåíäåíöèÿ ê öåíòðàëèçàöèè ñòðàíû è ãîñóäàðñòâåííîãî àïïàðàòà ïîâëåêëè çà ñîáîé èçäàíèå ýòîãî íîâîãî ñâîäà çàêîíîâ. Âçÿâ çà îñíîâó ñóäåáíèê Èâàíà III, ñîñòàâèòåëè íîâîãî ñóäåáíèêà âíåñëè â íåãî èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ óñèëåíèåì öåíòðàëüíîé âëàñòè. Åãî õàðàêòåðíîé ÷åðòîé ñòàëî ñòðåìëåíèå óëó÷øèòü îòïðàâëåíèå ïðàâîñóäèÿ. Ïðàâäà, ñòàðàÿ ñèñòåìà óïðàâëåíèÿ è ñóäà â ëèöå íàìåñòíèêîâ è âîëîñòåëåé ñîõðàíèëàñü, íî ñ ñóùåñòâåííûìè ïîïðàâêàìè, ñóòü êîòîðûõ ñâîäèëàñü ê óñèëåíèþ êîíòðîëÿ íàä íèìè ñî ñòîðîíû ìåñòíîãî íàñåëåíèÿ è öåíòðàëüíûõ âëàñòåé.

Íàñåëåíèå ñòðàíû áûëî îáÿçàíî íåñòè òÿãëî-êîìïëåêñ íàòóðàëüíûõ è äåíåæíûõ ïîâèííîñòåé. Óñòàíîâëåíà åäèíàÿ äëÿ âñåãî ãîñóäàðñòâà åäèíèöà âçèìàíèÿ íàëîãîâ — áîëüøàÿ ñîõà.  çàâèñèìîñòè îò ïëîäîðîäèÿ ïî÷âû, à òàêæå ñîöèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ âëàäåëüöà çåìëè, ñîõà ñîñòàâëÿëà (400-600 ãà) çåìëè.

Òàêèì îáðàçîì, íåìåñòíè÷åñêàÿ ñèñòåìà óïðàâëåíèÿ, ñëîæèâøàÿñÿ â ïåðèîä ëèêâèäàöèè óäåëîâ è âîøåäøàÿ â ñèëüíîå ïðîòèâîðå÷èå ñ òðåáîâàíèåì âðåìåíè ñíà÷àëà áûëà îãðàíè÷åíà. À çàòåì — â ñèëó ñâîåé êîðåííîé íåïðèãîäíîñòè — óïðàçäíåíà.

Âìåñòå ñ òåì ïðîèñõîäèëî ñîêðàùåíèå õîëîïñòâà. Ïî ñóäåáíèêó 1550 ãîäà õîëîïàì — ðîäèòåëÿì áûëî çàïðåùåíî õîëîïèòü ñâîèõ äåòåé, ðîæäåííûõ íà ñâîáîäå. Ñ 1589 ãîäà ñòàâèòüñÿ ïîä ñîìíåíèå õîëîïñòâî ñâîáîäíîé æåíùèíû, âûøåäøåé çàìóæ çà õîëîïà. Ñóäåáíèêè XV-XVI âåêîâ â êà÷åñòâå èñòî÷íèêîâ õîëîïñòâà óæå íå óïîìèíàëè íàêàçàíèå çà áåãñòâî çàêóïà, ðàçáîéíîå óáèéñòâî, ïîäæîã è êîíîêðàäñòâî (êàê ýòî áûëî â Ðóññêîé Ïðàâäå). Âìåñòå ñ òåì óñëîæíÿëàñü ïðîöåäóðà îòïóñêà õîëîïîâ íà âîëþ — âûäà÷à ãðàìîò îñóùåñòâëÿëàñü â îãðàíè÷åííîì ÷èñëå ãîðîäîâ. Òðåáîâàëàñü óñëîæíåííàÿ ôîðìà âûäà÷è äîêóìåíòà (ñóäîì ñ áîÿðñêèì äîêëàäîì).

Ñ êîíöà XV âåêà êàáàëüíîå õîëîïñòâî âûòåñíèëî õîëîïñòâî ïîëíîå.

Îäíîâðåìåííî ðàñøèðèëèñü þðèäè÷åñêèå ïðàâà ýòîé êàòåãîðèè êðåñòüÿí: èõ ó÷àñòèå â ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ ñäåëêàõ, ñâèäåòåëüñòâî â ñóäå (â XIII âåêå â êà÷åñòâå ñâèäåòåëÿ ìîã âûñòóïàòü áîÿðñêèé òèóí, â XV âåêå — äâîðñêèé òèóí, â XVII âåêå òàêîå ïðàâî ïîëó÷èëè âñå õîëîïû). Êàáàëüíîå õîëîïñòâî âìåñòå ñ òåì ïðåâðàòèëîñü â ôîðìó çàâèñèìîñòè, êîòîðàÿ ñ XVI âåêà ñòàëà ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ íà íîâûå ñëîè ñâîáîäíîãî íàñåëåíèÿ ïîïàäàâøèå â ýêîíîìè÷åñêóþ çàâèñèìîñòü. Ïðè ýòîì îñíîâîé çàâèñèìîñòè ñòàíîâèëñÿ íå çàåì èìóùåñòâà, à äîãîâîð ëè÷íîãî íàéìà.

3. ÒÐÅÒÈÉ ÝÒÀÏ — ÑÎÁÎÐÍÎÅ ÓËÎÆÅÍÈÅ 1949 ÃÎÄÀ

Ïîñëå ñìóòû XVII âåêà íóæíî áûëî ìíîãîå âîññòàíàâëèâàòü. Ïåðåäåëûâàòü èëè äåëàòü çàíîâî, òàê êàê ñîáûòèÿ íà÷àëà ñòîëåòèÿ ñèëüíî ïîäîðâàëè âñå ó÷ðåæäåíèÿ èëè óñòàíîâëåíèÿ. Òàêàÿ äîëÿ ëåãëà íà ïëå÷è öàðÿ Ìèõàèëà Ôåäîðîâè÷à Ðîìàíîâà. Ïîñëå ñóäåáíèêà 1550 ãîäà íàêîïèëñÿ íîâûé ìàòåðèàë — óêàçû è ïðèãîâîðû âûñøèõ âëàñòåé. Êîãäà â õîäå ìîñêîâñêîãî âîññòàíèÿ 1648 ãîäà äâîðÿíå è ïîñàäñêèå ëþäè ïîñòàâèëè âîïðîñ îá óïîðÿäî÷åíèè óïðàâëåíèÿ, â òîì ÷èñëå è î ñîñòàâëåíèè íîâîãî ñâîäà çàêîíîâ, â ðàñïîðÿæåíèè âëàñòåé îêàçàëñÿ îáøèðíûé ìàòåðèàë èç «íîâîóêàçàííûõ» ñòàòåé.

Ñîñòàâëåíèå ñâîäà ïîðó÷èëè êîìèññèè èç ïÿòè ÷åëîâåê — êíÿçÿ Îäîåâñêîãî (ãëàâà êîìèññèè) è êíÿçÿ Ïðîçîðîâñêîãî, îêîëüíè÷åãî êíÿçÿ Âîëêîíñêîãî, äüÿêîâ Ãðèáîåäîâà è Ëåîíòüåâà.

Âàæíåéøèì ðàçäåëîì Ñîáîðíîãî Óëîæåíèÿ áûëà ãëàâà «ñóä î êðåñòüÿíàõ».

Ââîäèëñÿ áåññðî÷íûé ñûñê áåãëûõ è óâåçåííûõ êðåñòüÿí. Ïîäòâåðæäàëñÿ çàïðåò ïåðåõîäà êðåñòüÿí ê íîâûì âëàäåëüöàì â Þðüåâ äåíü. Ôåîäàëû ïîëó÷èëè ïðàâî ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ ðàñïîðÿæàòüñÿ ñîáñòâåííîñòüþ è ëè÷íîñòüþ êðåñòüÿíèíà.

Ýòî îçíà÷àëî þðèäè÷åñêîå îôîðìëåíèå ñèñòåìû êðåïîñòíîãî ïðàâà. Îäíîâðåìåííî ñ ÷àñòíîâëàäåëü÷åñêèìè êðåñòüÿíàìè êðåïîñòíè÷åñêèå îòíîøåíèÿ ðàñïðîñòðàíÿëèñü íà ÷åðíîñîòåííûõ è äâîðöîâûõ êðåñòüÿí, êîòîðûì çàïðåùàëîñü ïîêèäàòü ñâîè îáùèíû.  ñëó÷àå áåãñòâà îíè òàêæå ïîäëåæàëè áåññðî÷íîìó ñûñêó.

Ôåîäàëû èìåëè ïðàâî íà çåìëþ è êðåñòüÿí, íî îáÿçàíû ñëóæèòü ñ ïîìåñòèé è âîò÷èí. Çà óêëîíåíèå îò ñëóæáû ãðîçèò êîíôèñêàöèÿ ïîëîâèíû ïîìåñòüÿ, áèòüå êíóòîì, çà èçìåíó — ñìåðòíàÿ êàçíü è ïîëíàÿ êîíôèñêàöèÿ èìóùåñòâà.

Êðåñòüÿíå íå èìåëè ïðàâà äåðæàòü ëàâêè â ãîðîäàõ, à ìîãëè òîðãîâàòü ëèøü ñ âîçîâ è â òîðãîâûõ ðÿäàõ.

Òàêèì îáðàçîì, âñå êðåñòüÿíñêîå íàñåëåíèå áûëî ïðèêðåïëåíî ê ñâîèì âëàäåëüöàì. Óñèëèëàñü âëàñòü ìîíàðõà, ÷òî îçíà÷àëî äâèæåíèå ïî ïóòè óñòàíîâëåíèÿ àáñîëþòíîé ìîíàðõèè â Ðîññèè. «Ñîáîðíîå Óëîæåíèå» áûëî ïðèíÿòî, ïðåæäå âñåãî, â èíòåðåñàõ äâîðÿíñòâà è âåðõóøêè ïîñàäà, ó÷èòûâàëî èíòåðåñû áîÿðñòâà è äóõîâåíñòâà.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Ñëåäóåò ïðèçíàòü, ÷òî ðàçâèòèå êðåïîñòíîãî ïðàâà è ñòàíîâëåíèå åãî â òîì âèäå, êàê ìû åãî ñåáå ïðåäñòàâëÿåì è çíàåì, ïðîèñõîäèëî ïîä âëèÿíèåì ìíîãî÷èñëåííûõ ôàêòîðîâ. Ýòî è îáùåìèðîâîå ðàçâèòèå, è ñðåäèííîå ïîëîæåíèå ñòðàíû ìåæäó Åâðîïîé è Àçèåé, è áîëüøèå ïðîñòðàíñòâà ñ ðèñêîâàííûì çåìëåäåëèåì ïðîòèâ ìÿãêîãî êëèìàòà Åâðîïû ñ áîëüøèì íàñåëåíèåì, è ìåíòàëèòåò íàöèè ñ åãî âåðîé â «öàðÿ».

Êðåïîñòíîå ïðàâî ôåîäàëüíîãî ñòðîÿ ÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííîé èñòîðè÷åñêîé çàìåíîé ðàáîâëàäåëü÷åñêîìó ñòðîþ. Çäåñü çàâèñèìîñòü êðåñòüÿí â áîëüøîé ñòåïåíè ñòàíîâèòüñÿ óæå ôàêòîì íåáëàãîïðèÿòíûõ äëÿ êðåñòüÿíèíà îáñòîÿòåëüñòâ — äîëãè, çàêîíû, ïëåí, ïðîòèâ âìåíåííîãî ðîæäåíèåì ñòàòóñà ðàáà. Ïðè÷åì åñëè ðàáó íå ïðèíàäëåæàëî íè÷åãî, òî ó êàáàëüíîãî êðåñòüÿíèíà áûë õîòÿ áû ìèíèìóì ñâîåãî èìóùåñòâà.

Äðóãîå äåëî, ÷òî âëèÿíèå Àçèè ñ åå ðàçîðèòåëüíûìè íàáåãàìè è êîëëåêòèâèñòñêèì äóõîì æèòåëüñòâà äàâàëî ìåíüøå ìåñòà äëÿ ðàçâèòèÿ ãðàæäàí êàê ëè÷íîñòåé, íå äàâàëî ïîâîäà ê óâåëè÷åíèþ ìàòåðèàëüíîãî è äóõîâíîãî áîãàòñòâà êðåñòüÿí. Îòñþäà è òàêîé äëèòåëüíûé ïåðèîä íàëè÷èÿ êðåïîñòíîãî ïðàâà, òàêîå òÿæêîå åãî èñêîðåíåíèå íå òîëüêî þðèäè÷åñêîå, íî è ñóáüåêòèâíîå, èç ñîçíàíèÿ íàðîäà, åãî ïðèâû÷åê è ïðàâèë ïîâåäåíèÿ.

Ïåðèîä êðåïîñòíîãî ïðàâà íà ìîé âçãëÿä îêîí÷àòåëüíî èñ÷åçàåò òîëüêî â íàøè äíè, êîíåö 90-õ XX âåêà, íà÷àëî XXI-ãî. Òîëüêî ñåé÷àñ ó ãðàæäàí ïîÿâëÿåòñÿ âûðàñòè ñ ìëàäåí÷åñêèõ ëåò êàê ëè÷íîñòü, à ïîòîì è ïðîÿâèòü ñåáÿ, íàäåÿñü òîëüêî íà ñîáñòâåííûå âîçìîæíîñòè è ñïîñîáíîñòè.

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Èñòðèÿ ãîñóäàðñòâà è ïðàâà Ðîññèè: ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ/Ã.75 ïîä ðåä.Ñ.À.×èáèðÿåâà, èçä.Áûëèíà, 2000;

2. Èñòîðèÿ ãîñóäàðñòâà è ïðàâà Ðîññèè: Èñàåâ È.À., ó÷åáíèê — Ì.:Þðèñò, 1999;

3. Þðèäè÷åñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Èçäàíèå 5-å äîïîëíåííîå è ïåðåðàáîòàííîå. Èçä. «Þðèíôîðìöåíòð» Ì.2001 ãîä.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 14191
Источник: https://otherreferats.allbest.ru/history/00620217_0.html

Занятия крестьян

Победивший пролетарий указывает крестьянину путь. Серебряный советский рубль 1924 года.

Во всём мире занятия крестьян были очень разнообразными и далеко не ограничивались только пашней и скотоводством. Такими занятиями, кроме выше названных, были: пчеловодство, садоводство, маслоделие, виноградарство, гончарное и ткацкое дело, столярное и плотницкое дело, производство тары из бересты, кузнечное дело.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 422
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Формирование крепостного права в Русском государстве

Таблица: этапы закрепощения крестьян.

Год

Событие

Правитель

Документ

1497

Время ухода от помещика определено двумя неделями (Юрьев день) с уплатой пожилого

Иван III

Судебник

1550

Подтверждено положение о Юрьевом дне, увеличен размер пожилого

Иван IV

Судебник

1581

В определённые годы крестьянам запрещено переходить

Иван IV

Указ о «Заповедных летах»

1597

Введён 5-летний сыск беглых

Фёдор Иванович

Указ об «Урочных летах»

1607

Введён 15-летний сыск беглых

Василий Шуйский

Соборное уложение

1649

Урочные лета отменены, введён бессрочный сыск.

Алексей Михайлович

Соборное уложение

Первым шагом к закрепощению свободных крестьян стал Судебник Ивана III 1497 года. Одним из его положений было назначение срока, когда крестьянина мог уйти от помещика. Это был Юрьев день, праздник святого Георгия Победоносца. Приходился он на 26 ноября по старому стилю (9 декабря). За неделю до и неделю после него землепашец мог уйти от феодала. Посевы к этому времени были уже убраны, а, следовательно, крестьянин рассчитывался по всем государственным налогам и всем видам натуральных и денежных обязанностей в пользу помещика. Крестьянин должен был уплатить пожилое — компенсацию землевладельцу за потерю работника.

Следующим этапом стало введение Иваном Грозным «заповедных лет» — времени, когда крестьянин не мог уйти и в Юрьев день. Введено это правило было в 1581 году.

 В 1597 году появилось понятие «урочных лет», по которому помещик мог разыскивать беглеца до 5 лет. А в 1607 году срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

 А в 1649 году Соборное Уложение Алексея Михайловича Романова окончательно закрепостило крестьян. Сыск беглых стал бессрочным, даже если крестьянин бежал много лет назад, женился на свободной, родил детей. Его находили, и вместе со всеми домочадцами возвращали со всем имуществом барину.

Помимо крестьян-землепашцев в личной собственности помещиков находились многочисленные дворовые люди, прислуга, конюхи, повара. Из дворни набирались крепостные театральные и балетные труппы.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2015
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

В России

Именно русские крестьяне XV—XVII веков стали основой формирования современного русского народа.

Другие названия крестьян в России в XVI—XVII веках

В XVI—XVII вв. нерусское крестьянское население Поволжья, за исключением состоявших на службе у Русского государства служивых татар, называлось «чувашами», а нерусское крестьянское население западных областей Русского государства — «латышами». В русских эпиграфических источниках того времени под соционим «чуваши» подпадали предки современных бесермян, южных удмуртов, казанских татар и собственно чувашей.

Крестьяне в царствование Петра I

Крестьянство в Великом княжестве Литовском

Крестьянская реформа в России

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной этой реформы явился кризис феодально-крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, император пошёл на отмену крепостного права.

Категории крестьян в Российской империи

По данным всеобщей переписи населения 1897 года крестьяне составляли наибольшую часть населения Российской империи.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 1181
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Категории несвободных граждан на Руси

Несвободные люди на Руси появились одновременно с формированием государства. Они могли быть как временно несвободны, так и пожизненно. Разделить их можно условно на три смерды, закупы, холопы.

Смерды

Смерды — изначально свободные землепашцы, со временем закреплённые на земле, которую обрабатывали. Земля могла, как принадлежать самому смерду и наследоваться его сыновьями, так и быть в собственности князя или монастыря. Смерды были обязаны платить налоги князю и отбывать натуральные повинности, выставлять пешее войско или обеспечивать его лошадьми и фуражом. Помимо несвободы и хозяйственной зависимости они были ущемлены в правах. По Русской Правде за убийство людина (свободного общинника) полагалась вира 40 гривен, за убийство смерда – 5 гривен.

Закупы

Закупы — работники, заключившие с феодалом ряд (договор), согласно которому продавали себя на определённый срок или до погашения, взятого по ряду. Чаще всего крестьянин, чтобы избежать голодной смерти, брал у феодала семена, инвентарь, скот, реже — деньги. Селился на земле своего временного хозяина и отдавал часть урожая.  После отработки долга был свободен покинуть место жительства. При попытке бежать от землевладельца, не рассчитавшись – становился обельным холопом.

Холопы

Холопы — наиболее близкая к рабам категория. Обельные холопы были собственностью владельца наравне с утварью и скотом. Дети, рождённые от холопов (приплод), становились собственностью хозяина родителей. В холопы чаще всего попадали во время войн и набегов. На вражеской территории брали полон, перегоняли его на свою землю и «холопили», то есть обращали в рабов.  Граждане попадали «в неволю» по решению суда, за тяжкие преступления. Называлось это — «поток и разграбление». Всю семью виновного могли обратить в рабов. Ещё одна категория — долговое рабство, кредиторы могли продать в холопы несостоятельного должника. Холопом становился и вольный, женившийся на холопке. За убийство своего холопа хозяин ответственности не нес, за чужого – отвечал как за порчу имущества.

Остальные категории крестьян были свободными общинниками и жили на своей земле. В случае войны, эпидемии, неурожая они могли сняться с насиженных мест и уйти в другие земли. Именно это и стало причиной постепенного закрепощения землепашцев.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 2284
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

Пословицы и поговорки, связанные с крестьянами

  • «Пашню пашут — руками не машут».
  • «Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой».
  • «Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».
  • «От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат».
  • «Крестьянин скотинкой жив».
  • «Держись за соху: она кормилица. Клади навоз густо — в амбаре не будет пусто».
  • «Крестьянин без земли, как дерево без корня».
  • «Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит».
Блок: 5/11 | Кол-во символов: 509
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Две теории происхождения крепостничества в России

В XIX веке сформировались две теории происхождения крепостного права — указная и безуказная. Согласно указной теории, автором которой был русский историк Сергей Михайлович Соловьёв, крепостное право стало результатом деятельности государства. По его мнению, последовательная политика Московского царства, а позднее Российской империи, закрепила крестьян исходя из потребности страны. Делалось это для того, чтобы обеспечить материальную базу служилому сословию, несущему тяжёлое бремя государевой службы. Таким образом закреплялись не только крестьяне, но и сами служилые люди.

Другой российский историк, Василий Осипович Ключевский, выдвигал другую, безуказную теорию. По его мнению, законодательные акты не формировали, а всего лишь подтверждали фактически сложившееся положение вещей. На первое место он ставил экономический фактор и частноправовые отношения, позволявший одному классу эксплуатировать другой.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 960
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

Цитаты о крестьянах

Крестьянин, даже если он решил побездельничать, встаёт с петухами, чтобы начать это дело пораньше.

Эдгар Хау, американский редактор газет и журналов, романист

Есть пословица «От трудов праведных не наживешь палат каменных», т. е. другими словами: «честным трудом не разбогатеешь». Эту мысль часто высказывают люди, которые собственно даже не знают, что такое настоящий труд — упорный, настойчивый, разумный, и отвергают успех честного труда, чтобы тем самым оправдать собственный неуспех. За свою долгую жизнь я убедился в другом: праведным честным трудом, при хорошей жизни (аккуратности, бережливости, трезвости) и для себя можно нажить обеспечение, чтобы не только не нуждаться в чужой помощи, но и самому быть опорой родных и ближних; и потомство своё, которому ты дал жизнь, наградить и тем избавить от чужой заботы и тяжкой нужды, в которой часто понапрасну теряется много сил; и на доброе дело что-нибудь уделить.

М. Е. Николаев, крестьянин, автор мемуаров

Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я чувствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них, и совсем уж было противно в разговорах со многими из богатых помещиков нашего края слушать, как эти люди, часто без милосердия притеснявшие мужиков, называли их «серыми», презирали, гнушались ими и, как и заводские деятели когда-то в Бежеце, видели только во всём себя и свою выгоду. Как много на Руси таких типов!.. Они думают, что крестьяне — не люди, а что-то вроде полуживотных… Слепые, под неприглядной корой они проглядели то, что вылилось когда-то в былины и сказки и тихую, жалобно-горестную песнь о несбыточном счастье…

Меня всегда коробит шутливая снисходительность по отношению к коренным недостаткам нашего русского характера, которые обыкновенно, в виде утешения, объясняют «славянской натурой». Что это такое за «славянская натура»? Говорят, что особенностями этого нашего характера являются доброта, мягкость, доверчивость, добродушие, мечтательность и снисходительность. Без сомнения, такие черты были бы очень симпатичными, если бы они проявлялись в здравых границах благоразумия; в противном же случае, они легко становятся недостатком, наносящим не только ущерб близким, но и вред обществу. В преувеличенной мере эти самые свойства легко вырождаются, и доброта превращается в слабость, мягкость — в бесхарактерность, доверчивость — в безалаберность, добродушие — в шаткость, мечтательность — в лень и, наконец, снисходительность — в беспринципность. Из всех наших сословий, я думаю, лишь крестьянство и духовенство ещё сохраняют в чистом, неискаженном виде эти стороны характера.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 2649
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Раб и крепостной

Отличие между крепостным крестьянином и рабом британских американских колоний и США в 1619–1865 годах.

Раб британских колоний

Крепостной крестьянин

Субъект права

Был неправомочен: в суде за проступки раба нёс ответственность его владелец. В отношении самого невольника всю степень его ответственности определял сам рабовладелец, он мог назначить любое наказание, вплоть до казни.

В отличие от раба, сам представлял себя в суде, мог выступать свидетелем, в том числе и против помещика. За убийство крепостных помещиков судили. С 1834 по 1845 годы было привлечено к суду 2 838 дворян, 630 из них было осуждено. Самым громким процессом был суд над помещицей Дарьей Николаевной Салтыковой. За убийство нескольких десятков крепостных она была лишена дворянства и приговорена к смерти, которую заменили пожизненным заключением.

Собственность

Раб не мог владеть собственностью. Его жилище, одежда, питание и орудия труда принадлежали плантатору.

Крепостной жил в собственном жилище, работал своими орудиями, сам обеспечивал себя. Мог заниматься отхожим промыслом. В месяцы, не занятые работой на земле, крестьяне отправлялись на стройки, в шахты, на фабрики, занимались извозом и мелким производством. В XIX веке ежегодно на отхожие промыслы уходило более 5 миллионов человек

Семья

Раб не мог иметь семью.

Крепостной венчался с женой и его брак был освящён церковью

Возможность освобождения

Возможность освободиться была только в некоторых штатах. Получившего свободу раба могли опять продать на аукционе в штатах, где рабство было закреплено законодательно.

Крепостной мог выкупиться у помещика. Так, родоначальник династии меценатов Морозовых, Савва Васильевич, начав с работы ткачом-кустарем, выкупился у помещика с пятью сыновьями за немыслимые по тем временам деньги — 17 тысяч рублей. Гучковы, Рябушинские и многие другие богатые династии были выходцами из крепостных.

Зачастую законные права крепостных не соблюдались, указы государей носили рекомендательный характер. Поэтому жестокое обращение и произвол помещиков были не исключением, а правилом в Российской Империи. Самыми бесправными были не крестьяне (за них вступалась община и государственные чиновники), а дворня — слуги, живущие при поместьях или городских домах помещиков. В разное время количество крепостных крестьян в России составляло от 27 до 53%.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 2315
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

Галерея

  • Крестьяне за столом

  • Сельскохозяйственные рабочие

  • Крестьянские дома

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 171
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD

Отмена крепостного права

Крепостное право в Российской империи отменялось поэтапно: с 1816 по1819 год — отменено в Курляндской, Лифляндской, Эстляндской губерниях. В 1861 году царь Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». В Бессарабии крепостничество просуществовало до 1868 года, в Абхазии, Армении, Азербайджане — до 1870 года, в Грузии — до 1971 года.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 437
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm

Таблицы: Форма закрепощения крестьян

Исторический период

Форма закрепощения

Описание

Раннефеодальное государство (IX-XI вв.)

 

Смерды – зависимые от князя пахари.

Феодальная раздробленность (XII-XIII вв.)

 

Серебряники (те, то брал в долг деньги – «серебро» — с обязательством их отработать своим трудом), половники или исполовники (те, кто работал на земле, как правило, «исполу» — за половину урожая).

Формирование централизованного государства

Пожилое XV век

Компенсация за опустевший двор и трудовые потери помещику при уходе крестьянина. Судебник 1550 г. – в два раза увеличивалось «пожилое».

 

Юрьев день

Исторически сложившийся срок перехода. Крестьяне-старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», тогда как новоприходцы платили «часть двора». В Судебнике 1497г. Правило Юрьева дня стало обязательным для всего крестьянства.

 

Заповедные лета

1581-1592гг. – Бегство крестьян из родных мест из-за опричнины → временное запрещение перехода (отмена Юрьева дня).

 

Урочные лета

1597г. – Розыск беглых крестьян и возвращение их феодалам. Пятилетний срок сыска беглых крестьян (попытка удержать крестьянство на месте).

1614г. – как и при введении Юрьева дня, первым льготные права получил в Троице-Сергиев монастырь, которому в качестве награды за оборону в годы интервенции было разрешено сыскивать своих крестьян в течение 9 лет.

1637г. – в ответ на коллективное челобитье дворян об отмене «урочных лет» правительство распространило действие частного указа на всех феодалов и продлило сыск беглых крестьян с 5 до 9 лет.

1641г. – после нового коллективного челобитья дворян срок сыска беглых крестьян был увеличен до 10 лет.

Соборное Уложение 1649г. – провозглашение «сыскивать беглых крестьян бессрочно», утверждалась вечная и бессрочная потомственная крестьянская крепость.

 

Барщина

Работы, выполнявшиеся крестьянами на их господ. Создание основанного на крестьянском труде барщинного хозяйства было для землевладельца необходимостью, если он хотел повысить качество продукции увеличить доходы своего хозяйства.

 

Рента

Отработочная

Продуктовая

денежная

Работа на владельческой пашне и сенокосе, в огородах и садах, по возведению и ремонту усадебных строений, мельниц, плотин и т.д.

Включающая в себя как продукты земледелия и скотоводства, так и изделия домашней промышленности, как никакая другая, способствовала консервации натурального характера экономики.

Денежный оброк в XVII веке за редким исключением еще не играл самостоятельной роли и чаще всего сочетался с барщинными повинностями и натуральными платежами.

Литература:

  1. Литвинов М. А. История крепостного права в России.
Блок: 8/8 | Кол-во символов: 2612
Источник: https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm
Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 36951
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD: использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 5840 (16%)
  2. https://histerl.ru/lectures/moskovskaia_rusi/zakreposhenie_krestian.htm: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 12706 (34%)
  3. https://cyrillitsa.ru/history/124835-rezhim-dnya-chem-on-razlichaetsya-u-krestya.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 4214 (11%)
  4. https://otherreferats.allbest.ru/history/00620217_0.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 14191 (38%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий