Племена Прибайкалья и Якутии — познаем по пунктам

Запрос «Якут» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Яку́ты (самоназвание саха; мн. ч. сахалар) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тысячи якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тысячи), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Блок: 1/12 | Кол-во символов: 557
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B

Смотреть значение Племена Прибайкалья И Якутии в других словарях

Племена Богини Дану — основная группа божеств кельтской мифологии, котораяустановила господство над Ирландией, победив племена Фир Болг и отвоевавстрану у фоморов. Впоследствии племена……..

Большой энциклопедический словарь

Каскайские Племена — (Ga-as-ga), каскейцы, каски, кашки, кашкейцы, — союз племен, обитавших в древности в горах Понта (М. Азия) к С. и С.-В. от Хеттского царства. Набеги К. п. на соседние р-ны вынуждали……..

Советская историческая энциклопедия

Лувийские Племена — племена, обитавшие в древности в М. Азии. Как и родственные им племена палайцев и хеттов, обитали в М. Азии уже в кон. 3-го тыс. до н. э. Во 2-1-м тыс. Л. п. населяли юг М. Азии……..

Советская историческая энциклопедия

Племена Богини Дану — (ирл. Tuatha De Danann), в кельтской (ирландской) мифологии основная группа богов. В средневековых ирландских псевдоисторических компиляциях изображались одной из «рас» — завоевательниц……..

Энциклопедия мифологии

Новые Племена — (neo-tribes) — термин,  употребляемый М. Маффесоли («Les temps des tribus», 1991) в отношении временных социальных групп, интенсивно объединяющихся для какой-либо потребительской цели,……..

Социологический словарь

Племена Охотников И Собирателей — (hunting and gathering societies). Типы обществ, существование людей в которых обеспечивается с помощью охоты, рыболовства и сбора съедобных растений.

Социологический словарь

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 1741
Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/32309

Самоназвание

Самоназвание также саха, мн. сахалар. Существует также старинное самоназвание уранхай (также пишется ураанхай, ураангхай; якут. урааҥхай), ныне используемое в песнях, торжественной речи и Олонхо.

Расселение якутов по районам Якутии согласно переписи населения 2010 года

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 283
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B

Буряты.

Формирование бурятского населения в регионе нача­лось после падения государства уйгуров и продолжалось в период империи Чингисхана, когда происходило наиболее активное освое­ние степных и лесостепных территорий вокруг Байкала отдельны­ми монголоязычными племенами.

К началу русского освоения хозяйственные и культурные связи между различными племенами укрепились и бурятское население стало этнически более однородным. При этом выделилось несколько основ­ных ветвей: булагаты, эхириты, хонгодоры и хоринцы. Селились они следующим образом: булагаты —вдоль Ангары и ее притоков Оки, Унги, Осы, Иды и Куды; эхириты в верховьях Куцы, Лены и ее притоков Манзурки и Анги; хонгодоры — в южных районах Прибай­калья по долинам Иркута, Китоя и Белой; хоринцы — на западном берегу Байкала в районе р. Бугульдейки и в Приольхонье, большая часть хоринцев проживала в Забайкалье.

Племена селились родами, объединенными в улусы. Объедине­ние прибайкальских племен, в которых главную роль играли эхириты и булагаты, называлось «бурат», что означало «лесные племена» или «лесные люди». Так монголы называли население лесостепных тер­риторий по обе стороны Байкала. Об этом свидетельствуют записки русских исследователей и материалы бурятского фольклора XVIIXVIII   вв.

Первые русские землепроходцы, встретившись в Прибайкалье с добродушным и гостеприимным народом и услышав новое и незнако­мое им слово «бурат», вложили в него свое понятие — «брат», «брат­ский». Именно так стали называться все монголоязычные племена, включая племена ойротов и монголов, расселившихся отдельными груп­пами в Тункинской и Аларской степях. Даже первый русский острог на Ангаре был назван Братским.

Основой хозяйства у прибайкальских бурят к приходу рус­ских было скотоводство полуоседлого типа. Как и курыканы, они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов. При­байкальские буряты переняли у курыкан мастерство кузнечного дела и навыки земледелия. Они выплавляли железо, делали из него ору­жие и хозяйственный инвентарь. Бурятские металлические украше­ния для одежды и сбруи пользовались спросом у соседних племен, а впоследствии, на первых эта­пах русского освоения Прибай­калья, охотно приобретались слу­жилыми и торговыми людьми и первыми переселенцами.

Почти все необходимое для своего хозяйства местные племена изготовляли сами. Скотоводство и земледелие доставляли пищу, одеж­ду, материал для устройства жи­лищ. Сеяли просо, гречиху, ячмень. Излишки продукции служили у бурят предметом меновой торговли с эвенками и тувинцами, которые поставляли им пушнину. Существо­вали торговые связи со Средней Азией и Монголией.

Большую роль в хозяйстве бурят играла охота, в которой наравне с мужчинами принимали участие и женщины. Для охоты использовались сложный мон­гольский лук и стрелы с железными наконечниками. Особое значение для меновой торговли имела пушнина. В рукописных памятниках по истории монголов XIII в. на­звание «булагат» или «булагачин» трактуется как «соболевщик».

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2982
Источник: http://www.pribaikal.ru/462.html

История и происхождение

Согласно распространённой гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, хуннского происхождения, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей.

Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV—XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Около 94 % якутов генетически относятся к Y-хромосомной гаплогруппе N1a1-Tat (субклад N1a1a1a1a4-M2019). Общий предок всех якутских N1a1 жил 1300 лет назад. Также имеют определённое распространение Y-хромосомные гаплогруппы R1a и C. Исследовав 58 мумифицированных останков из захоронений якутов (от XV до XIX века), учёные выявили Y-хромосомную гаплогруппу N1a1-Tat у 8 из 13 образцов (61 %). Также были выявлены высокие частоты митохондриальных гаплогрупп C и D.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Сосуществование кочевников-якутов с другими народами не всегда носило мирный характер: так, легендарный хангаласский тойон XVI века Баджей был убит восставшими против него эвенками (тунгусами). Его знаменитый внук тойон Тыгын небезуспешно пытался объединить якутские племена в 1620-х годах, однако, в конечном итоге, вынужден был подчиниться русским.

Некоторые историки считают, что объединительная деятельность Тыгына была вызвана переходом якутских племен к раннеклассовому обществу и возникшими тогда предпосылками к появлению у них протогосударства. Другие обращают внимание на слишком жёсткие методы в его политике, которые не приводили к подчинению других родов, а напротив — отталкивали даже некоторых сподвижников, способствуя децентрализации.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620—1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII—XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним — разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Блок: 3/12 | Кол-во символов: 4211
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B

Эвенки (старое название «тунгусы»).

Эвенкийским племенам принадлежало в Прибайкалье второе место по численности после бу­рятских. Они вели кочевой образ жизни, селились в чумах отдельными семьями или группами семей. Их поселения располагались по берегам Байкала, вдоль Ангары, Лены, Верхней Тунгуски. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, оленеводством.

Излишки продукции оленеводы и охотники использовали для об­мена и для выплаты дани бурятам. На охоте они применяли лук и рога­тину, петли и самострелы. Женщины выделывали шкуры и шили из них одежду, ухаживали за детьми.

По мнению ряда исследователей (А.П. Окладникова, Г.М. Леви­на и др.), этнографический комплекс, характерный для прибайкальс­ких эвенков, и свойственный им антропологический тип существовали уже у племен, обитавших на Ангаре и Лене в глазковский период, око­ло 3-4 тыс. лет назад. В то время эти племена селились на довольно обширной территории.

К моменту прихода русских местные эвенкийские племена на­ходились на стадии перехода от родового строя к феодализму. У эвенков-оленеводов появилась частная собственность на скот. Охот­ничьи угодья распределялись между семьями, а добыча доставалась отдельной семье, а не всему роду, как это было при первобытнообщин­ном строе. Однако основную роль в управлении родами продолжали играть родовые собрания и шаманы.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1339
Источник: http://www.pribaikal.ru/462.html

Культура и быт

В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. В частности можно отметить уникальные породы якутских коров и якутских лошадей отлично приспособленных к жизни в суровых климатических условиях. На севере Якутии также распространён самобытный тип упряжного оленеводства.

Жилищем являлся бревенчатый балаган (якут. балаҕан; якутская юрта) и ураса (якут. ураhа), покрытая берестой. С XX в. якуты стали строить избы.

В древности коренные народы севера Якутии (в том числе и якуты) вывели породу собак, которая получила название «Якутская лайка». Также распространена придворовая порода крупных якутских собак, отличающиеся своей неприхотливостью.

Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос Олонхо (якут. Олоҥхо) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Народные певцы якутов использовали горловое пение.

Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана и струнно-смычковый инструмент кылыһах (кырыымпа). Самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож.

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 1316
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B

Тофы.

К приходу русских эта древняя народность занимала третье место в общей численности населения Прибайкалья. Тофы за­селяли склоны Восточного Саяна в пределах территории современно­го Нижнеудинского административного района. По происхождению и языку они близки к тувинцам. Основу хозяйства тофов составляли охота и таежное кочевое оленеводство. К началу XVII в. родовой строй у тофов распался, хотя сохранялись еще многие его пережитки. Появились богатые и бедные.


Винокуров М.А., Суходолов А.П.

Экономика Иркутской области: В 4 т. — Иркутск:

Изд-во: БГУПЭ, 1998. Т. 1. — 203 с.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 591
Источник: http://www.pribaikal.ru/462.html

Религия

Основная статья: Айыы

До прихода русских, среди якутов была распространена религия Тенгрианство. Якуты считали себя детьми бога Тенгри (Таҥара). В тенгрианстве было три мира: верхний, серединный и нижний миры, которые были соединены гигантским деревом (Аал Луук Мас). В верхнем мире жили айыы (ангелы), в серединном люди, в нижнем абасы (демоны) . Обязательный обряд — благословение айыы и (в прошлом) тенгри, при торжественных случаях или по прибытию в новое (не знакомое) место. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются для якутов своего рода молитвой, где обычно проситься защита, покровительство и удача у айыы и у (в прошлом) тенгри.

Якуты каждый год празднуют «Ысыах», день воспевания бога Тенгри (в прошлом). Ысыах праздновали в день летнего солнцестояния, 21 июня (в прошлом, сейчас празднуют в удобное время во второй половине июня), когда проходит обряд встречи солнца. Солнце для якутов отождествлялось с оком Тенгри, а сам Тенгри с небом или с космосом. А своей матерью-кормилицей якуты считали землю, и так же одабривали её алгысами и преподношениями (в наше время преимущественно оладьями).

Так же якуты верят что у каждого человека есть душа (кут). По представлениям якутов кут состоит из 3-х частей: Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей. Буор-кут (земляная душа) — материальная часть, физическое тело. Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум.

В прошлом у якутов существовал также Обряд воздушного погребения.

Новая традиционная якутская религия Айыы, в котором сохранились большинство обрядов и традиций, унаследовавшихся от тенгрианства (за исключением бога тенгри, культ тенгри сегодня у якутов преимущественно не почитается), официально зарегистрирована в управлении министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) 10 января 2012 года в управлении министерства юстиции РФ по РС(Я). На сегодняшний день большинство якутов почитают религию Айыы, но есть и те кто почитают религию предков тенгрианство.

В XVIII веке произошла массовая христианизация коренных жителей Ленского края — не только якутов, но и эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган. С деятельностью православного духовенства связаны развитие народного образования и просвещения народов Якутии, появление литературы на национальных языках, углубление процессов межэтнических взаимодействий. С XVIII века большинство якутов формально стали православными христианами. Массовая христианизация коренных жителей Якутии носила преимущественно формальный характер; новообращённые долгое время сохраняли весьма поверхностное представление о православной религии, а христианство принимали главным образом надеясь на ослабление ясачного гнёта (тем, кто принимал христианство, полагались льготы).

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 2772
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B

Расселение

По результатам переписи 2010 в России проживало 478 тысяч якутов, в конце 2014 года численность превысила 500 тысяч. Являются наиболее многочисленным народом в Якутии. Часть якутов осталась в Казахстане — 415 (2009), на Украине — 304 (2001), в Белоруссии — 52 (2009), Киргизии — 35 (2009), Латвии — 28 (2011), Эстонии — 15 (2011) и других странах бывшего СССР.

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 373
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B

Сахаляры

Сахаля́р (якут. бааhынай) — метис, потомок от смешанного брака якута/якутки и представителя/представительницы европеоидной расы (русских и др.). Слово не следует путать с сахалар — множественным числом от самоназвания якутов, саха́.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 244
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B

Якуты в филателии

В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая якутам.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 146
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B

Литература

  • Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1983. — 176 с.: ил. — Серия «Дальневосточная историческая библиотека».
  • Личков Л. С.,. Якуты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Якуты // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Якуты // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Якуты // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивировано 29 ноября 2014 года. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 504
  • Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. — СПб., 1896. — 720 с.
  • Лукина А. Г. Традиционная танцевальная культура якутов / Отв. ред. канд. ист. наук М. Я. Жорницкая; Институт гуманитарных исследований АН РС(Я). — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. — 176 с. — 500 экз. — ISBN 5-7692-0183-5.
Блок: 12/12 | Кол-во символов: 1432
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B
Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 21005
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/32309: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1741 (8%)
  2. http://www.pribaikal.ru/462.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 7930 (38%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B: использовано 9 блоков из 12, кол-во символов 11334 (54%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий